XIX век: светская культура. Макияж дамы в 1913 году. 19 век макияж


Макияж XIX века

Макияж XIX века

В отличие от своих бабушек, европейские и российские красавицы XIX столетия отошли от канонов классицизма с его излишествами и вычурности в пользу естественности и демократизма. Конечно, в те времена еще господствовал культ роскоши и блеска, но пышные платья и огромные прически постепенно уступали место легким и воздушным туалетам, а макияж XIX века был максимально естественным и практически незаметным.

Практически все XIX столетие (начиная с 1837 года) прошло под знаком викторианской эпохи. Это было время высоких эстетических идеалов, культурного подъема и, одновременно, сдержанности и простоты. В те времена, а особенно в эпоху ампир, в женской красоте больше всего ценилась опрятность. А поскольку обилие декоративной косметики при почти полном отсутствии личной гигиены приводило к быстрому старению кожи и различным болезням, дамы вовремя поняли, что лучший способ сохранить молодость и здоровье – это свести использование «искусственной красоты» к минимуму. Поэтому на портретах начала XIX века практически невозможно встретить густо накрашенных лиц. Конечно, светские дамы той эпохи по привычке еще пользовались румянами, пудрой, духами и прочими косметическими принадлежностями, но уже не в том объеме, как их матери, бабушки и прабабушки.

Большое внимание в XIX веке уделялось чистоте и свежести кожи. О целебных свойствах умывания и притираний в это время уже не знал только ленивый. Хорошим тоном считалось ежедневно принимать ванну и очищать тело от всевозможных загрязнений. Поэтому зачастую единственным косметическим средством, которым пользовались молодые девушки первой трети XIX столетия, было душистое мыло и румяна жидкой консистенции, основанные на натуральных компонентах. В России воспитанницы Института благородных девиц умывались специально изготовленным для них мылом, лишенным всякого запаха. Считалось, что кожа молодой женщины должна источать естественный свежий аромат. А вот замужние женщины постарше могли позволить себе большее количество косметики.

С приходом эпохи романтизма в моду вновь вернулась мода на неестественно бледную кожу. Но теперь нужный эффект достигался вовсе не за счет толстого слоя фарфорового грима. Красавицы этой эпохи старались избегать солнца, боясь испортить цвет лица загаром, носили для этих целей широкополые шляпки. Но при этом цвет лица оставался естественным. Лучи солнца не касались даже рук, о белизне которых заботились с особенной тщательностью. Некоторые особо фанатичные дамы не снимали перчатки даже во время сна, из страха, что кожа вдруг почернеет.

Чтобы придать лицу «алебастровый» оттенок, дамы в неограниченных количествах ели лимоны, толченый мел и пили уксус натощак. К сожалению, это сказывалось на продолжительности жизни женщин: с выжженным желудком мало кто умудрялся дожить до глубокой старости.

Вообще, в эпоху романтизма в кругах высшего света считался модным образ томной, болезненной и глубоко чувствительной барышни. На какие только ухищрения не шли девушки, чтобы добиться желаемого эффекта! Красавицы не спали по нескольку ночей подряд, в надежде «обзавестись» темными кругами под глазами. А чтобы глаза блестели, в них капали атропин (препарат из экстракта пасленовых растений) и свежий сок белладонны – ядовитого растения, которое при передозировке могло вызвать серьезнейшее отравление. Бледность лица оттеняла желтая краска, которой девушки красили зубы – и без того нездоровые, ввиду отсутствия нормальной стоматологической помощи. А завершала все это «великолепие» черная подводка, которую обильно наносили на веки. При всем при этом в моде оставались «собольи» брови, которые специально обученные люди умело мастерили из мышиных и крысиных шкурок. К счастью, в середине XIX века столь фантасмагорический женский образ сдал свои позиции. На смену ему вновь пришла естественность. Макияж стал менее заметным. Эталон женской красоты вновь олицетворял покой, умиротворение и внутреннюю теплоту.

Девушки и женщины вновь стали отказываться от косметики, либо использовать ее в умеренных количествах. На смену неестественной бледности вновь вернулся легкий, едва уловимый румянец, который приобретали с помощью небольшого количества румян. Чем светлее волосы, тем меньшим количеством румян рекомендовалось пользоваться. Также румянец приобретали естественным путем: проводили время на свежем воздухе, долго гуляли, ели в больших количествах землянику и красную свеклу. Те дамы, которые, наоборот, страдали от излишних покраснений на лице, отбеливали их компрессами с сырым яйцом. Таким образом, косметика приобрела свое истинное предназначение – украшать лицо и тело за счет усиления достоинств и маскировки недостатков.

Макияж в XIX веке стал не только умеренным, но и доступным. Если раньше пользоваться косметикой и парфюмерией могли лишь дамы из высшего общества, то теперь, в эпоху подъема промышленности, румяна, белила, помада и прочие атрибуты красоты стали доступны практически для каждой девушки.

Массовый выпуск косметики во второй половине XIX века женщины встретили с небывалым энтузиазмом. В больших городах, рабочих поселках и отдаленных сельских имениях прекрасный пол мало-помалу начал осваивать тонкости нанесения крема и пудры, подкрашивания губ и глаз. Правда, в крестьянской среде женщины косметикой практически не пользовались : тяжелый деревенский быт мало способствовал тяге к прихорашиванию. Но все равно, нет-нет, да и появится в шкатулке у крестьянской девушки тюбик румян или недорогая, но кокетливая пудреница с зеркальцем!

Как ни странно, особенно обрадовались массовому выпуску декоративной косметики… городские проститутки! И если «приличные» женщины предпочитали краситься довольно умеренно и неброско, то у дам полусвета существовали свои, определенные правила. Считалось, что лучший способ привлечь клиента и понравиться ему – это вычурный и яркий образ, который достигался с помощью большого количества косметики. И если бы вы встретили на улице того времени особу с ярко накрашенными губами, кроваво-красным румянцем на щеках и веками, подведенными иссиня-черным карандашом, вы бы ни на миг не усомнились в ее профессии!

Одним из наиболее значимых изобретений в индустрии красоты позапрошлого столетия стала так называемая жидкая пудра. Она наносилась на лицо специальной кисточкой и практически мгновенно застывала на лице, придавая ему сказочно-нежный оттенок и загадочный образ. Именно жидкой пудре были обязаны красавицы с портретов того времени своей восхитительной красотой.

Искусству пользоваться косметикой женщин обучали не только няни и камеристки, но и авторы статей из модных журналов, что еще 100 лет назад считалось явлением из области фантастики. Женские журналы конца XIX века пестрили разнообразными советами по использованию пудры, помады, румян, а также их рекламой. Экспертами в области красоты выступали и прославленные актрисы и танцовщицы того времени. На страницах журналов они публиковали собственные колонки с советами.

Источник: http://saylady.ru/krasota/makiyazh/makiyazh-19-veka

everything.kz

женщины с макияжем на картинах Рокотова, Левицкого, Боровиковского.

В XVIII веке макияж — и женский, и мужской — превратился в целое искусство. Дамы пользовались белилами и румянами, нередко сурьмили брови, пудрили лица и парики. Мужчины не пренебрегали тональными средствами и тоже посыпали парики пудрой. Вместе с порталом «Культура.РФ» вспоминаем, как менялся макияж с допетровских времен до начала XIX века.

макияж1

Неизвестный автор. Портрет Натальи Нарышкиной. Конец 17 в. Ярославский художественный музей

макияж1

Дмитрий Левицкий. Портрет Александра Голицына. 1772. Государственная Третьяковская галерея, Москва

макияж1

Федор Рокотов. Портрет Екатерины II. 1763. Государственная Третьяковская галерея, Москва

О том, что женщины в России пользовались косметикой еще в допетровские времена, осталось немного свидетельств. Сохранились некоторые парсуны — например, портрет Натальи Нарышкиной, матери Петра I, — и письменные источники. В «Путешествии в Московию» 1661 года австрийский дипломат Августин Мейерберг писал о русских женщинах так: «Все они натирают всё лицо с шеей белилами, а для подкраски щек и губ прибавляют еще румян». Так что с реформами царя Петра в России стали новинками европейские платья, но никак не белила и румяна. Ими пользовались и бабушки, и прапрабабушки модниц XVIII века. Хотя, конечно, со временем изменялись и сами средства, и их ассортимент.

В 1753 году обер-церемониймейстер императрицы Елизаветы привез из Италии очень дорогие и качественные жемчужные белила. Дамы, которым не хватило заграничной новинки, обращались к юной Анастасии Голицыной: ее старший брат, Александр Голицын, в ту пору находился в Гааге и мог выслать косметическую диковинку в Петербург. Голицына написала брату трогательное письмо, в котором извинялась за то, что отвлекала его от государственной службы, и умоляла купить и прислать «памаду, катороя называетца жемчужной» и «делает великую белизну». Судя по ранним портретам Александра Голицына, где тот изображен с легким, но заметным румянцем, он тоже мог пользоваться косметикой. Щеголи в ту эпоху нередко прибегали к макияжу — белилам, румянам — и обязательно пудрили парики.

макияж2

Давид Людерс. Портрет Анны Яньковой. 1759. Государственная Третьяковская галерея, Москва

макияж2

Дмитрий Левицкий. Портрет графини Урсулы Мнишек.1882. Государственная Третьяковская галерея, Москва

макияж2

Алексей Антропов. Портрет княгини Татьяны Трубецкой. 1761. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Федор Рокотов написал портрет Екатерины II в 1762 году — через год после того, как она взошла на российский престол. В день, когда Екатерина выходила замуж, императрица Елизавета Петровна посоветовала ей не злоупотреблять косметикой, чтобы подчеркнуть юную красоту. Однако будущую жену Петра III все-таки немного нарумянили: на портрете кисти Рокотова искусственный румянец хорошо заметен. В ту эпоху обходиться без белил, пудры и румян, особенно дамам с высоким положением в обществе, было нельзя. С одной стороны, косметика помогала скрыть дефекты и добиться эффекта гладкой, ровной, сияющей белой кожи с ярким или нежным румянцем. С другой — это был своеобразный культурный код, который указывал на статус женщины.

Дворянка Елизавета Янькова — ее воспоминания записал и издал внук Дмитрий Благово — описывала времена своей молодости, которые пришлись на последнюю четверть XVIII века: «…пудра очень всех красила, а женщины и девицы вдобавок еще румянились, стало быть, зеленых и желтых лиц и не бывало. С утра мы румянились слегка, не то что скрывали, а для того, чтобы не слишком было красно лицо; но вечером, пред балом в особенности, нужно было побольше нарумяниться. Некоторые девицы сурьмили себе брови и белились, но это не было одобряемо в порядочном обществе, а обтирать себе лицо и шею пудрой считалось необходимым».

Белила тех лет были губительны для здоровья: в них добавляли свинец. И тем не менее подобный «макияж» продолжали использовать. Были и менее вредные средства: на основе висмута, мела или крахмала, — но они не так хорошо маскировали недостатки. Понимая, что краски в любом случае не улучшают кожу, современники составляли руководства по уходу за лицом. В них советовали перед нанесением макияжа использовать специальные притирания и лосьоны, а перед сном белила и румяна стирать. Если оказывалось, что слой «тонального крема» получился слишком толстым, можно было воспользоваться специальным ножом, чтобы соскрести излишки, — так художник соскребает с холста лишнюю краску.

макияж3

Иван Вишняков. Портрет Степаниды Яковлевой. 1756. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

макияж3

Фёдор Рокотов. Портрет неизвестной. 1770. Государственная Третьяковская галерея. Москва

Дамам пудра тоже была необходима: ее использовали и для лица, и для волос. Графиня Урсула Мнишек на портрете кисти Дмитрия Левицкого красуется с высокой и пышной прической в стиле начала 1780-х. На такую могло уйти полкилограмма пудры и даже больше — правда, значительная часть при этом просыпалась на пол. Чтобы напудрить волосы, прибегали не только к пуховкам, но и к воздуходувкам, а чтобы не обсыпаться при этом с головы до ног, надевали специальное неглиже и даже маски. А если косметического средства оказывалось больше необходимого, его счищали неострым ножом и специальной кисточкой. Пудру — белую и различных оттенков — обычно делали из пшеничной муки. На портрете графини она светло-серая, так что волосы кажутся седыми — тогда считалось, что такой цвет подчеркивает свежий цвет лица.

Высокие прически в XVIII веке женщины носили не так и долго — только в 1770–80-х годах. В остальное время в моде были аккуратные укладки, как на портрете княгини Трубецкой. Еще больше на картине привлекают внимание не белые напудренные волосы, а алеющие щеки: румяна стали самым ярким во всех смыслах косметическим средством той поры. По воспоминаниям Яньковой, «не нарумянившись, куда-нибудь приехать значило бы сделать невежество». На изготовление румян шла киноварь — более дешевый и вредный вариант, — или более дорогой кармин. Позже начали использовать шафран: это не вредило коже и давало возможность создавать разные оттенки, от ярко-красных до бледно-розовых.

макияж4

Алексей Антропов. Портрет Анастасии Измайловой. 1759. Государственная Третьяковская галерея, Москва

макияж4

Николай Аргунов. Портрет Варвары Ушаковой. 1810-е. Частное собрание

Красились не только знатные дамы. Женщины из купеческих семей и крестьянки использовали самые примитивные и недорогие румяна, известные еще со Средних веков — свеклу. На портрете Степаниды Яковлевой работы Ивана Вишнякова молодая женщина из купеческой семьи изображена при полном параде. Цвет ее лица отличается от цвета рук и, скорее всего, она набелена, а щеки — щедро нарумянены. Политический деятель из Венесуэлы Франсиско де Миранда, который побывал в России 1786–1787 годах, так описывал женщин из купеческих семей: «Лица у всех искусно накрашены, хотя, сказать по правде, они в этом нимало не нуждаются, ибо природа наделила их весьма привлекательной внешностью».

Щеки неизвестной дамы на портрете Федора Рокотова гармонируют с ее розовым платьем. Однако румяна наносили не только на щеки, но и под глаза, чтобы те казались ярче, и на виски, и возле губ. Этот цветовой акцент был завершающим штрихом в сложном процессе дамского туалета. В разное время дня использовались разные оттенки. Обычно дамы не стеснялись поправлять макияж публично. Де Миранда писал: «Есть тут туалетные комнаты, где дамы то и дело обновляют краску на лице… Одна девушка усердно предавалась своему занятию на глазах у всех».

В использовании румян этикет не налагал «ограничений по возрасту». Их применяли и юные девицы, и пожилые дамы. При полном макияже художник Алексей Антропов изобразил статс-даму императрицы Елизаветы — Анастасию Нарышкину. Изготовляли румяна, как и сегодня, в разной форме — в виде порошка, который наносили кисточкой, в виде густой помады, или же это могли быть небольшие окрашенные кусочки ткани или бумаги, которыми терли лицо.

Ближе к концу XVIII века в моду входила натуральность. Белила и румяна уступили место естественности. И даже если дама пользовалась косметикой, она стремилась к тому, чтобы это не бросалось в глаза.

Владимир Боровиковский. Портрет Елизаветы Алексеевны. 1795. Дворец-музей Павловск

Однако многие дамы не отказались от румян и в XIX веке, когда яркие краски уже вышли из моды. Варвара Ушакова, жена тверского губернатора, позировала Николаю Аргунову в 1810-х, уже будучи в летах, но цвет лица у нее свежий и здоровый. Михаил Пыляев в книге «Замечательные чудаки и оригиналы» описал немало дам, на щеках которых «играл румянец, правда, искусственный, по моде прежнего времени».

Автор: Марьяна Скуратовская

www.culture.ru

История макияжа, как красились в 1910е

Мода циклична, мы регулярно встречаем на подиумных показах отголоски стилей прошлых лет. Чтобы лучше понимать, а порой, и предугадывать особенности макияжа каждого сезона, давайте вспомним все основные тенденции макияжа ХХ века.

Содержание:

Густые и яркие брови с Eyebrow Tatoo

Подробнее

История макияжа в 1910е года

Стиль этой эпохи — скромный, нежный макияж. Девушки стремились к подобию ангела:Кожа – бледная,  макияж глаз практически отсутствовал, на губах — не более чем вазелиновый блеск , яркие губы – вульгарность и дурной тон. В моде густые волосы, модницы преображали их в игривые локоны.

Яркие представительницы этой эпохи: Лилиан Даяна Гиш (одна из первых звезд немого кино), Мэри Пикфорд  (Актриса театра и кино)

1история макияжа 1910

Макияж 20х годов

Это именно то время, когда появился тот самый образ дерзкой, сексуальной и независимой женщины-вамп. В эти годы вся прекрасная половина  Америки, символизируя эмансипированность, отстригла себе волосы. Было принято декорировать прическу эффектными повязками и ободками, тем самым создавать неповторимый, роскошный образ.

Макияж в 20е годы так же приобрел краски и стал более насыщенным. Одновременно делали акцент на глаза и на губы:

Глаза подводили подводкой интенсивного цвета (черная, ярко-синяя, фиолетовая или изумрудная) и интенсивно накладывали тушь;

Помада наносилась  ярких красных оттенков, губы приобретали форму знакомого нам «лука купидона». Помада наносится не на все губы, а только на центральную их часть, придавая губам форму сердца. Брови превращаются в тонкую линию, покрашенную в черный цвет с опущенными вниз  кончиками.

Яркие представительницы этой эпохи: Глория Свенсон (звезда Голливуда), Пола Негри (актрисса), Клара Боу (актрисса и секс-символ 1920х годов).

2.2история макияжа 1920

Макияж 30 годов

Дамы в эту эпоху уделили больше внимания своему стилю одежды. В него смело вошли элементы мужского гардероба. Что же касается макияжа, то изменения произошли небольшие, макияж стал несколько спокойнее. На выбеленных лицах девушек появились румяна, причем накладывались они круглыми пятнами и, порой, начинались от самых глаз. Губы уже не такие яркие, и приобрели свой натуральный размер. Цвета —  приглушённые, но контур по-прежнему четко прорисован. Брови – в форме дуги. Прорисовывались карандашом, создавая тонкую черную ниточку. Акцент в этой эпохе ставился на ярко-подведенные глаза.

Яркие представительницы этой эпохи: Марлен Дитрих (Немецкая и американская актриса, секс-символ и певица), Любовь Орлова (Русская советская актриса театра и кино, пианистка, певица, танцовщица)

3.3история макияжа 1930

Макияж 40 годов

Макияж 40х годов отличается женственностью и мягкостью. Лицу придавали ровный, светлый тон, на губах – исключительно оттенки красной помады, от кораллово-красных, до темно-бордовых.

Именно в эти годы сердца прекрасного пола завоевывает тушь для ресниц. Макияж глаз остается скромным, как правило, выделяли только ресницы, наносили тушь в несколько слоев. Брови естественные, густые, аккуратно выщипанные и подведены карандашом. Что же касается прически, то в 40е волосы были средней длинны, и неотъемлемой частью этих годов считаются крупные кудри.

Яркие представительницы этой эпохи: Вивьен Ли (Английская актриса), Ингрид Бергман (Шведская и американская актриса.)

4.4красота макияж 1940 фото

Вот мы и приблизились к середине 20 столетия, эта эпоха стала знаковой, и до сих пор оказывает существенное влияние на модную индустрию наших лет. В следующей статье мы вспомним историю макияжа с 1950х по 2000е, а также рассмотрим основные тенденции.

Поделиться ссылкой:

makeupdesign.ru

Идеал красоты. Женщины 19 века.

В начале 19 века в эпоху ампир в моде естественность и простота. Даже косметического эффекта дамы пытались достичь естественными способами: если требовалась бледность – пили уксус, если румянец – ели землянику. На некоторое время из моды выходят даже ювелирные украшения. Считается, что, чем красивее женщина, тем меньше она нуждается в украшениях.

Белизна и нежность рук во времена ампира так ценились, что даже на ночь надевали перчатки.

*если Вы хотите красивый естественный макияж без эффекта маски, с идеальным тоновым покрытием, который держится на лице минимум 8 часов, то будьте уверены этот курс специально для Вас…

Мадам Рекамье – знаменитая парижская красавица, самая известная в истории хозяйка литературного салона.

В нарядах заметно подражание античной одежде. Так как эти платья делались в основном из тонкого полупрозрачного муслина, модницы рисковали подхватить простуду в особо холодные дни. Для создания эффектных драпировок, красиво обрисовывающих природные данные, дамы использовали нехитрый прием античных скульпторов – увлажняли одежду, неслучайно, что смертность от пневмонии была в те годы очень высока. Французский "Журнал де Мод" в 1802 г. даже рекомендовал своим читательницам посетить Монмартское кладбище, чтобы посмотреть, сколько юных девушек стали жертвой «нагой» моды. Парижские газеты пестрили траурными хрониками: «Госпожа де Ноэль умерла после бала, в девятнадцать лет, мадемуазель де Жюинье — в восемнадцать, м-ль Шапталь - в шестнадцать!» За несколько лет господства этой экстравагантной моды умерло женщин больше, чем за предшествовавшие 40 лет.

Терезия Тальен считалась «красивее капитолийской Венеры» — столь идеальна у нее была фигура. Она и ввела «нагую» моду. Самое легкое платье весило 200 грамм!

Только благодаря египетскому походу Наполеона в моду вошли кашемировые шали, которые широко популяризировала супруга императора – Жозефина.

ИДЕИ МАКИЯЖА для голубых глаз + видео урок

В 20-х годах XIX века фигура женщины напоминает песочные часы: округлые «вздутые» рукава, осиная талия, широкая юбка. В моду вошел корсет. Талия должна быть неестественной по объему - около 55 см. Стремление к «идеальной» талии нередко приводило к трагическим последствием. Так, в 1859 г. одна 23-летняя модница скончалась после бала из-за того, что три сжатых корсетом ребра вонзились ей в печень.

П. Деларош. Портрет певицы Генриэтты Зонтаг, 1831.

Ради красоты дамы готовы были терпеть разные неудобства: широкие поля дамских шляпок, которые свисали на глаза, и передвигаться приходилось едва ли не на ощупь, длинные и тяжелые подолы платьев.

В авторитетном британском журнале «Ланцет» в 1820-е годы было высказано мнение, что в мышечной слабости, заболеваниях нервной системы и других недугах женщинам стоит винить вес своих платьев, составлявший около 20 килограммов. Нередко дамы путались в собственных юбках. Королева Виктория как-то вывихнула лодыжку, наступив себе на подол.

Во второй половине 19 века возродилась тяга к искусственности. Здоровый румянец и загар, крепкое, сильное тело стали признаками низкого происхождения. Идеалом красоты считались «осиные талии», бледные лица, изнеженность и утонченность. Смех и слезы светской красавицы должны быть красивы и изящны. Смех должен быть не громкий, но рассыпчатый. При плаче можно уронить не более трех-четырех слезинок и наблюдать, чтобы не испортить цвет лица.

В моде болезненная женственность. Речь идет как о душевных болезнях, при которых неуравновешенность граничит с безумием, символом такой красавицы может служить Камилла Клодель – муза и ученица скульптора Огюста Родена, так и болезнях тела, как у Маргариты Готье, смертельно больной туберкулёзом куртизанки – героини романа «Дама с камелиями» Александра Дюма.

Камилла Клодель

Для придания лицу матовой бледности дамы принимали три раза в день толченый мел (хорошо очищенный мел можно было получить в аптекарских магазинах; употреблять мелки, предназначенные для карточной игры, было нельзя) и пили уксусный и лимонный сок, а круги под глазами достигались за счёт специального недосыпания.

 

Это может быть вам интересно:

Идеал красоты. Древний Египет. Читайте  здесь>>>>> 

 

 

  Видео Курс "Правильная Коррекция Бровей" - Подробный анонс читайте здесь>>>>  

  Видео Курс “Дневной макияж” – Краткий анонс читайте здесь>>>> 

 

 

 Видео Курс “Французские Техники Макияжа” – Подробный анонс читайте здесь>>>> 

visagistprofi.ru

История макияжа от XIX века до 1930-х годов. Как изнеженную даму сменила «женщина-вамп»? | Красота и здоровье

В моде — естественность, добиться которой с помощью косметики того времени было крайне трудно. При этом канонами красивого женского лица продолжают оставаться белизна и румянец. Вот только добиваться этого приходится натуральными способами. Например, для образования румянца девушки ели землянику или просто щипали себя за щёки. А для придания коже белизны пили уксус или ели специально очищенный толченый мел (он продавался в аптеках). Губам могли разве что придавать вазелиновый блеск, а глаза совсем чуточку подкрасить.

Более того, во времена романтизма преобладал своеобразный «туберкулёзный» шик. Романтическая, возвышенная натура должна была выглядеть не только изнеженной и утончённой, но желательно и… болезненной. То есть бледной, изнеможенной, с тёмными кругами вокруг глаз. Страдающая от чахотки красавица — частый образ на страницах литературы того времени (достаточно вспомнить Маргариту Готье из романа Дюма-младшего «Дама с камелиями», которой подражали многие впечатлительные дамы). Поэтому из косметических средств популярностью пользуется только пудра.

Теофиль Готье: «Нежнейшая пудра позволяет придать коже слюдяной, мраморный оттенок и скрыть тот здоровый румянец, который в наши дни выглядит совершенно неуместно, ибо предполагает превосходство физических потребностей над потребностями духовными. С помощью пудры формы живого тела приближаются к формам статуи; они очищаются и одухотворяются».

Во второй половине XIX века косметику используют чаще. Законодательница мод того времени — французская императрица Евгения — уже довольно заметно чернит тушью свои глаза. Однако яркий макияж считается вульгарным и уместным лишь для проституток, актрис, балерин и прочих «дам полусвета». Остальных любительниц чрезмерно разукрашивать лица повсеместно осуждают.

Линн Линтон «Субботний обзор литературы», 1860-е:«Это создание, которое красит волосы и разукрашивает лицо, как будто это первая заповедь её религии. Смыл её жизни — веселье, основная цель — роскошь».

В начале XX века большого греха в косметике уже не видят. Ею пользуются все дамы, но весьма умеренно. Например, пудру обычно применяют, чтобы отбелить покрасневший нос зимой и скрыть лоснящееся лицо летом. Правда, косметический бизнес ещё не стал повсеместным, поэтому косметику можно найти преимущественно в театральных магазинах.

Собственно, с подмостков театров и экранов кинематографа и начинается новая страница в истории макияжа. Под влиянием актрис в 1910-х годах краситься начинают всё чаще и ярче. В штате Канзас даже предлагают запретить употреблять косметику дамам 44 лет, чтобы «не создавать ложное впечатление».

Дело в том, что кино тогда было немым и чёрно-белым, поэтому актрисам приходилось наносить яркий (даже немного гротескный) грим. Во-первых, он лучше смотрелся под светом софитов. Во-вторых, придавал лицу выразительность — ведь чувства и страсти приходилось выражать без помощи слов.

Именно кинематограф делает популярной тушь для глаз, которую ещё в 1830-х годах изобрёл Юджин Риммел (кстати, фирма Rimmel существует до сих пор, а само слово в португальском, румынском, турецком языках является синонимом слова «тушь»).

Однако изобретение Риммела долго не пользовалось спросом, пока в 1913 году тушью не занялся другой мужчина — химик Терри Уильямс. Стимулировал Уильямса не коммерческий интерес, а семейный — его сестра Мейбл засиделась в девках, и её срочно надо было выдавать замуж. Для того чтобы сделать глаза сестры краше, химик и изготовил тушь, смешав сажу с вазелином. Смесь он спрессовал в плиточки и добавил к набору кисточку для нанесения. Говорят, изобретение помогло, Мейбл сосватали, а на свет родилась фирма с её именем — да-да, хорошо нам известная Maybelline.

Спустя два года косметический набор обогатился ещё одним изобретением — в 1915 году в США выпустили первую губную помаду в тюбике.

А в 1916 году режиссёр Дэвид Уорк Гриффит впервые использует накладные ресницы для к-ф «Нетерпимость». Он хотел, чтобы героиня фильма — принцесса Аттарея (актриса Сиенна Оуэн) — имела взгляд, сияющий «больше, чем сама жизнь». Для чего наклеил ей на глаза пышную бахрому, практически достигающую щёк.

Именно в сфере кинематографа начинал свою работу знаменитый Макс Фактор. Тот самый, который ввёл в обиход понятие «мейк-ап», идею цветовой гармонии в макияже (оттенки должны гармонировать не только между собой, но и с естественным цветом волос, кожи, глаз), и воплотил её в концепцию четырёх цветовых типов женщин. Он же усовершенствовал и популяризовал накладные ресницы, а для актрисы Клары Боу разработал специфический макияж губ — т.н. «лук Купидона» с изогнутой линией верхней губы и бордовой помадой, придающей рту форму «сердечка-поцелуйчика».

Но, наверное, самым важным для модниц всего мира стало то, что в 1927 году Макс Фактор начал массовое производство компактных косметичек. Теперь любая женщина могла с их помощью накраситься точно так же, как её любимая кинозвезда.

В 1920-е годы яркий макияж уже сошёл с экранов прямиком в массы. Томных изнеженных дам сменили дерзкие и активные девушки с плосковатой фигурой и мальчишескими причёсками. Однако спутать их с мальчиками было невозможно, хотя бы уже из-за обилия косметики, создающей пугающий и притягательный образ «женщины-вамп».

«Дымчатая» тушь обволакивала глаза, придавая им круглую замкнутую форму (т.н. «smoky eyes»). Иногда перед нанесением макияжа в веки втирали вазелин — для придания блеска. Самым тёмным делали внутренний уголок верхнего века, а внешние уголки глаза (а также бровей) были «печально» приопущены.

Брови выщипывали (или сбривали), а на их месте рисовали чёткую чёрную линию. Рисовать брови стремились подальше друг от друга — так сказать, в разлёт.

Кроме глаз акцент делался и на губы. Правда, в отличие от огромных и трогательно печальных глаз, ротик рисовался махоньким и чётко очерченным (недаром лица 1920-х годов кажутся сегодня удивлённо-обиженными). Отныне помада становится постоянным спутником женской косметички. Самым популярным цветом губ был тёмно-вишнёвый с матовым оттенком, т. е. безо всякого блеска.

Матово-бледным должно было выглядеть и всё лицо. Румяна если и наносятся, то нежных оттенков и в виде круглых пятен.

В 1930-х годах макияж становится более спокойным, но не менее «кукольным». Законодателями мод по-прежнему остаются звёзды кинематографа.

Губы продолжают выглядеть «напряжёнными» — имеют чёткий контур и форму «поцелуйчика», но их размер становится более натуральным. Центр губ выделяется, а уголки приподнимаются в сжатой улыбке. Цвет помады уже не такой насыщенный и тёмный. Начинает использоваться и блеск для губ.

Основной акцент в лице делается на глаза. Их контур чётко выделен и соединён в уголке. Пространство под бровью высветляется, а ниже — на веки — наносятся тени тёмных оттенков. Ресницы обильно красят, чтобы они выглядели длинными и густыми.

Ну, и конечно, первое, что бросается в глаза в макияже 30-х — так это брови. Их тонко выщипывали и подрисовывали, стремясь придать форму дуги, устремлённой высшей точкой к вискам. С такими изогнутыми бровями дама могла выглядеть как слегка удивлённой (как Джин Харлоу), так и холодно высокомерной (как Грета Гарбо и Марлен Дитрих).

Вторая особенность женского лица 30-х годов — высокие скулы. Чтобы выделить скулы, под ними наносились темные, хорошо растушёванные румяна. Скуластость «а-ля Гарбо» была так популярна, что некоторые модницы удаляли себе верхние боковые зубы, чтобы сделать щёки впалыми.

Во второй половине 1930-х годов косметичка женщины была дополнена ещё двумя новшествами. В 1936 году Макс Фактор выпускает первый тональный крем, а в 1939 году Елена Рубинштейн разрабатывает первую водостойкую тушь. Но так как эта тушь была создана на основе скипидара (а значит, не очень хорошо пахла и вызывала аллергию), пользовались ей только в исключительных случаях.

Продолжение следует…

shkolazhizni.ru

История макияжа до XIX века

история макияжа

Процедура, без которой не может обойтись ни одна современная женщина, берет своё начало во Франции. Именно она является родиной слова макияж. Сложно сказать, использовали женщины макияж в Советском Союзе, но принято считать, что на территории СНГ слово макияж стали употреблять совсем недавно - 16 лет назад. 

макияж Нефертити

  Стоит отметить, что макияж был известен и ранее, древние египтянки, в том числе и Нефертити, активно использовали различные маски для лица, а при захоронении тело покойника обмазывали специальной смесью, позволяющей забальзамировать тело, чем не макияж? Жительницы древнего Египта, были отлично осведомлены о косметических возможностях даров природы: цветки и лепестки, настойки из трав, любое растение, которое обладало омолаживающим эффектом тщательно отбиралось и перерабатывалось в крема и маски.   Можно только себе представить, из чего состояла первая помада, которую наносила Нефертити на свои красивые губы. В те далёкие времена, к макияжу в разных странах относились по-разному, если в Египте к нему относились как к обычной процедуре, то иудеи считали использование косметики большим грехом. А вот модницы Карфагена, обогнали Нефертити и кроме помады, подводки для глаз и румян украшали своё лицо татуажем. Внёс свою лепту в распространение и развитие макияжа и Александр Македонский, да именно ему греки стали использовать белила, румянить щеки, подводить глаза и брови, а также осветлять тёмные локоны. Впоследствии эту моду переняли и римлянки. 

макияж римлян

  Но римляне, с самого начала «поделили» косметические средства на лечебные и декоративные, и если лечебную косметику изготавливали на основе различных трав и масел, то декоративная была просто опасна для здоровья. Жертвуя своим здоровьем, римляне в качестве ингредиентов для декоративной косметики использовали токсичные и ядовитые вещества. Наверное, полагая, что лечебная косметика сможет нейтрализовать действие токсинов.   Но как всем известно, в мире нет ничего вечного, и после падения Рима, традиция наносить макияж стала терять свою популярность и единственной страной, где она осталась, была Италия. Утрате своей популярности макияж обязан и христианской церкви, которая всячески препятствовала его распространению в Византии и мусульманских странах. Но свято место пусто не бывает и с уходом косметики на ее место пришла парфюмерия. Опять же парфюмерия, была представлена не в том виде, в котором мы привыкли ее видеть: благовонии, ароматические притирания и масла - вот чем пользовались жители средневековой Европы в качестве парфюмерии. Да и использовали парфюмерию больше для "маскировки своих запахов". Может мы откроем тайну, но средневековые европейцы не соблюдали гигиену, ярким примером отсутствия какой либо гигиены является Екатерина Медичи, которая принимала ванну только 2 раза в жизни! Первый при крещении, а второй перед погребением. А теперь представьте, какими благовониями обладали простые смертные, особенно не крещенные! Это был ужас средневековой Европы, благодаря которому современные модницы могут похвастаться новым ароматом от Армани si.

косметика Екатерины Медичи

Свой вклад в развитие макияжа внесло не совсем приятное заболевание - рахит. Что двигало женщин в 14-15 веке подражать женщинам больным рахитом - сейчас мы уже не узнаем. Но именно тогда, что бы подчеркнуть белизну кожи лица, здоровые женщины выщипывали волосы над лобной частью, при этом оставляя один локон, который игриво выглядывал из чёрной повязки. Таким образом, Италия, оказалась единственной страной в Европе где процветала косметика. Итальянки не скупились на макияж и наносили на своё лицо толстый слой белил, а брови изрядно мазали сурьмой, пытаясь придать своему лицу восточный вид. Как и римляне, итальянские красавицы приносили в жертву своё здоровье ради красоты. Белила, которые они использовали, были изготовлены с добавлением изрядного количества свинца. Пытаясь компенсировать негативное влияние тяжёлого метала на свой организм, модницы использовали компресс из говядины, предварительно вымоченной в молоке. Так как нанесение косметики требовало в то время определенной сноровки, и каждая женщина пыталась как-то выделиться к нанесению косметики на лицо были подключены художники. Так и появились первые визажисты,

чернить зубы

  После рахитного чубчика, итальянки "заболели" другой забавой - они стали чернить зубы, и опять эталоном необычной красоты стала Мария и ее сестра Екатерина Медичи, которые и поделились новой модой с француженками. Пройдя через всю Европу, необычная мода на чёрные зубы дошла до Российской Империи, если верить Радищеву, в XIII веке, только купчихи красовались своими чёрными зубами.   Но вернёмся к традиционной форме макияжа, для этого нам придется вернуться в XV век, когда мода в Европе, несмотря на старание церкви искоренить увлечение грешников раскрашивать свои лица раскраской демонов, окончательно пустила корни. Этот век был пиком развития европейской косметики, которую использовали не только женщины, но и мужчины. 

макияж маркизы де Монтеспан

  Настоящий фурор в придворном дворе произвела любовница Людовика XIV, прекрасная маркиза де Монтеспан, которая с 1680 года стала появляться в высоком обществе и вызвала настоящий фурор. Маркиза не скупилась на белила и румяны, ее круглое лицо было похоже на боевую раскраску вождя краснокожих. Как ни странно, но макияж куртизанки быстро переняли придворные щеголихи. Но к середине 18 века медицина стала бить тревогу, у большинства модниц стали появляться симптомы заболевания почек и кожи. Причина данных заболеваний скрывалась в белилах, которые просто были переполнены токсичными веществами и постепенно накапливались в организме модниц. Именно в это время встал вопрос о необходимости проведения тщательного тестирования и исследования косметических средств поступающих на прилавки магазинов. Однако эта затея не получила должной поддержки и можно сказать что до 1906 года тестирование практически не проводились.   Но все что не делается, все к лучшему, именно на это указывает история. В 18 веке в европейскую моду вошёл естественный макияж, модницы стали стремиться осветлить свою кожу и придать ей томность. Благодаря пропаганде средневековых врачей и философов, а так же при личном участии самого Наполеона, гигиена плотно вошла в быт французов. Именно в это время стали появляться первые мыловаренные фабрики.Вот мы и подошли к XIX веку, но это уже другая история.

pro-glaz.ru

XIX век: светская культура. Макияж дамы в 1913 году

Допустимость макилльяжа. Мы не можем присоединиться к мнению тех, кто не допускает макилльяжа ни в каком случае и считает его чуть ли не за порок. Все дело в умении и в чувстве меры. Что мы можем сказать про тех, кто рукой умеет восстановить молодость, вернуть очарование свежести кожи, и почему, допуская многое в туалете, вы должны являться ригористами только в вопросе о притираниях?

Конечно мы говорим только о приличном и скромном макилльяже. Нельзя мазаться как гримируются артисты, такая переделка своей физиономии и некрасива и неприлична. Освежить и подновить свою красоту, особенно незаметно, имеет право всякий. Только не надо увлекаться и не забывать, что излишек в этом случае может только повредить. Мы бы посоветовали, при солнечном свете, класть минимальную дозу притираний, потому что этот свет предательски выдает всякую фальшь и надо при нем быть очень осторожным. Но повторяю, все зависит от чувства меры, от качества притираний, а главное от умения ими пользоваться.макияж XIX век

Для придания белизны лицу употребляют в большинстве случаев пудру, румяна употребляют в виде жидкости, пата или крема. Для жилок употребляется голубой карандаш, для глаз черный. Для того чтобы с успехом подкрашиваться, женщина должна быть колористом, чувствовать тона. И уметь сочетать цвета, чтобы они гармонично сливались, подходя к натуральным тонам. Чтобы красиво и умело макиллироваться, надо поступать так, как поступают рисуя акварелью. То есть, каждый оттенок краски должен переходить в другой тон, сливаясь с ним, чтобы не было резких переходов. Краски надо брать очень помалу. Избави Бог класть толстые слои и вообще всего больше надо избегать резкости. Чтобы достичь той мягкости в переходах тонов, лучше всего употреблять обыкновенную заячью лапку, она всего мягче и ровнее располагает краски.макияж XIX век

Белила. Так как вообще уже наложение красок на кожу не может считаться вполне безвредным, то надо стараться чтобы эти краски были по крайней мере безвредны. Вот рецепт таких белил, не содержащих в себе ничего ядовитого: Пемзы — 30 грамм Плавленного мела — 500 грамм Эссенции бергамота — 15 грамм Адрагантовой камеди — 25 грамм Порошки с висмутом дают более яркую белизну, вот рецепт их: Пемза — 500 грамм Окись висмута — 25 грамм Эссенция бергамота — 10 грамм Адрагантовой камеди — 25 грамм

Иногда предпочитают жирные белила сухим. Вот прекрасный рецепт: Вазелину — 150 грамм Глицерину — 50 грамм Висмуту — 400 грамм Эссенции герани — 20 грамммакияж XIX век

Жидкие белила: Розовой воды — 250 грамм Воды померанцевых цветов — 250 грамм Висмуту — 125 грамм Глицерину — 50 грамм

Румяна: они получается с помощью кармина или эозина. Вот рецепт прекрасных сухих румян: Пемзы — 400 грамм Окиси висмута — 20 грамм Адрагантовой камеди — 10 грамм Эозину — 8 грамм Эссенции бергамота 10 грамм Рецепт сухих румян: Пемзы — 200 грамм Плавленого мела — 100 грамм Адрагантовой камеди — 60 грамм Кармину — 10 грамм

Жирные румяна: Сала — 500 грамм Чистого воска — 100 грамм Кармину — 75 грамм Или: Сала — 500 грамм Воску — 100 грамм Кармину — 12 грамм Эссенции гвоздики — 5 грамм Эти румяна будут иметь нежный розовый цвет.макияж XIX век

Жидкие румяна: Глицерину — 500 грамм Флер д’ оранжевой воды — 130 грамм Розовой воды — 300 грамм Аравийской камеди — 16 грамм Эозину в растворе — 30 грамм Мускусу — 1 грамм Или: Водки — 250 грамм Розовой воды — 125 грамм Камину — 2 грамм

Вот еще прекрасный рецепт чтобы получить розовые румяна: 1. Распустить на легком огне 100 грамм воску в двухстах миндального масла. 2. Слегка остудить и прибавить грамм кармина, разведя его предварительно в небольшом количестве масла. 3. Прибавить несколько капель эссенции из роз и разложить в банки. Если желаете получить более густой цвет, прибавьте по желанию кармину.

Голубая краска: для получения этой краски употребляется лазурь или ультрамарин. Вот прекрасный рецепт жирной голубой краски: Сала — 500 грамм Воску — 100 грамм Лазури — 1 грамм Жидкая краска: Аравийской камеди — 50 грамм Спиртной раствор анилиновой синьки — 200 грамм Розовой воды — пол литра Померанцевой воды — пол литра. Сухую голубую краску получают когда истолкут лазурь с тальком поровну. Смешав и надушив, прибавляют немного адрагантовой камеди.макияж XIX век

Черная краска: ее получают с помощь жженой слоновой кости. Вот прекрасный рецепт этой краски: Вазелину — 500 грамм Жженой слоновой кости — 500 грамм Воску — 50 грамм Эссенции лаванды и гераниума по 2 грамма Иногда употребляют сажу из труб: Воску — 200 грамм Свиного сала — 250 грамм Сажи — 250 грамм Распустить на легком огне воск и сало. Примешать сажу, и хорошенько размешав, положить в баночки.

Как снимать макилльяж:

Все притирания могут приносить существенный вред, если они засоряют поры и тем останавливают правильность кожного дыхания и выделения потовых желез. Поэтому необходимо сейчас же удалять с лица притирания, как только миновала в них надобность. Водой этого сделать почти невозможно. Это только предварительная мера, но чтобы удалить краску окончательно, необходимо обтереть лицо или вазелином, или миндальным маслом. После того, лицо можно вымыть уже начисто розовой водой с прибавкой нескольких капель тинктуры росного ладана. Очень хорошо действуют паровые ванны. Но мы не советовали бы ими злоупотреблять, они имеют свои неудобства.

«Искусство румяниться (макилльяж)», журнал «Вестник моды».

okultureno.ru


Смотрите также