История макияжа от Средневековья до XVIII века. Кто на свете всех милее, всех румяней и белее? Макияж в средневековье


История макияжа от Средневековья до XVIII века. Кто на свете всех милее, всех румяней и белее? | Красота и здоровье

Потребление косметики в Европе стремительно уменьшается. Практически единственным европейским центром производства косметических препаратов остаётся Италия.

Лицо красавицы теперь должно выглядеть скромным, неземным и одухотворённым: плотно сжатые, бескровные тонкие губы, максимально открытый «чистый» овал лица и большой выпуклый лоб. Чтобы добиться этого, женщины стали выбривать волосы надо лбом и выщипывать брови (порою вместе с ресницами). Однако и эти действия подвергались осуждению.

Жоффруа де ла Тур Ландри, 1371 г.:«Милые дочери, не выщипывайте ни брови, ни виски, ни волосы со лба, чтоб те казались выше того, как-то назначила природа».

Другой интересный момент эпохи Средневековья — мода на раскосые глаза. Добиться этого европейским красавицам было непросто.

Вера Папкова «Из истории свадебной моды»:«…различными средствами провоцировались болезни и болезненные состояния, сопровождающиеся отёком лица — при отёке одутловатые щеки и заплывшие глаза создавали эффект „сощуренности“ и приобретали раскосость».

В моду надолго входит чрезмерная бледность, как символ аристократической красоты (загар тогда был признаком работающего под солнцем, простонародья). Особо смелые дамы даже делали себе кровопускание, но обычно в обиход шли печально известные белила из свинца. Итальянки использовали их так обильно, что быстро портили себе кожу. После чего, чтобы вернуть свежесть, прикладывали к коже… смоченные в молоке куски говядины.

Образ измождённых астеничек, готовых вот-вот покинуть сей бренный грешный мир, немного оживился с появлением трубадуров и их культа Прекрасной Дамы. Теперь от красавицы требовалось, чтобы её взгляд был ясным и весёлым, губы и ланиты алели, подобно розе, а подбородок был маленьким, круглым и раздвоенным.

Гийом де Лоррис, Жан де Мен «Роман о Розе» (XIII в.): «Она была прекрасна и мила: косы светлы, как чаша, плоть нежней цыпленка, лоб ясный, брови — дуги. Вовек не видел я таких ресниц, а нос красивый прям, и очи сверкают, как у сокола, на зависть трусам. И сладостно её дыханье, румян и светел лик, мал пухлый ротик, ямочка на подбородке».

Новые тенденции вновь порождают спрос на косметику. Ещё в 1190 г. король Филипп II Август дал привилегии тем, «кто имеет право приготовлять и продавать все сорта духов, пудры, помады, мази для белизны и очищения кожи, мыла, душистые воды, перчатки и кожаные изделия».

Возродившаяся мода на косметику хорошо отображена в шутливом стихотворении трубадура по имени Монах Монтаудонский. Там статуи жалуются Господу на то, что для них не хватает краски — мол, вся она ушла на украшенье лиц средневековых модниц. А поэт, как и положено куртуазному дамопоклоннику, женщин защищает:

— …Нет! Жёнам да будет сполнаПриродный их вид возвращён.Хоть красками лик испещрён,Сотрёт их прекрасно слюна. — Господь, я бы с ними пропал:Так уж носы набелили,Столько румян наложили,Что я бы слюней не набрал!Хоть дело мое — сторона,Но кто красотой обделён,Прикрасу искать принуждён, —Какая ж на доннах вина? — Монах, но прикраса грешна:Ведь каждый, кто ей обольщён,В распутство уже вовлечён,И тешится тем Сатана. — Господь, но Монфора женаЭлида — как розы бутон,Слюнявить её не резон:Живая в ней прелесть видна!

Ну, а в эпоху Средневековой «оттепели» — Ренессанса — косметика вновь становится обязательной для любой уважающей себя женщины. Попробуй-ка без посторонних средств добиться модного сочетания золотистых волос и чёрных глаз? Поэтому многие художники подрабатывают тем, что вместо полотен разрисовывают лица знатных итальянок (т.е. становятся подобием современных визажистов).

В моде ещё долго сохраняются высокие лбы, безбровость и белоснежная кожа (см. «Джоконду» Леонардо да Винчи"). Только теперь лицо должно выглядеть не болезненно бледным, а иметь здоровый оттенок румянца.

Торквато Тассо, «Освобожденный Иерусалим», 1581:

Пылает нежно-розовый румянец На чистой белизне ее лица; Но на губах, дыханьем сладким полных, Нет белизны: румянец яркий только. Белеет алебастровая шея, Засада и убежище Амура…

В XVI—XVII вв.еках косметическим центром Европы становится Франция. Людовик XIV даже составляет т.н. «Карту нежности», где предписывал, какие оттенки должна использовать придворная дама при нанесении макияжа.

Если бы наш современник увидел живую модницу эпохи барокко или эпохи рококо, то, скорее всего, ужаснулся бы. Женщины так обильно белились и пудрились, что их лица иногда осыпались подобно штукатурке. Пудрили даже детей.

Кстати, считается, что первый прообраз компактной пудры изобрели в Испании. Там на клейкий лист пергамента наносили пудру разных оттенков, после чего можно было оторвать нужный кусочек и пройтись им по лицу.

В той же Испании появилось и понятие «голубая кровь». Дело в том, что после отвоевания страны у мавров гордостью испанских аристократов были просвечивающие голубые жилки на коже (свидетельство того, что их род не смешивался с неверными). Даже английская королева Елизавета I к старости стала рисовать подобные жилки поверх нескольких слоёв белил.

В XVII—XVIII вв.еке чистая матовая бледность выходит из моды (на неё уже насмотрелись после нескольких эпидемий чумы). Лица, конечно, продолжают активно белить в духе модного тогда фарфора (для блеска в косметические средства добавляют яичный белок), но теперь не жалеют и румян. Как говорили в то время, на щеках должна отражаться «битва розы и лилии». При этом румяна начинают наносить не только на скулы, но и около губ, глаз и висков.

Кроме того, женщины чернят глаза и наводят брови. В цене кукольные миниатюрные черты: округлые лица, аккуратные ушки, курносый носик, пухлые щёчки, капризно надутые алые губки, а под ними — крохотный (часто двойной) подбородок с ямочкой.

Огромную популярность приобретают мушки — кусочки темной шёлковой ткани, которые прекрасно выделялись на белоснежной коже. Они как бы делали акцент на определённой части тела, привлекая к ней внимание. А со временем мушки стали целой системой опознавательных знаков. Мушка в углу глаза символизировала страстную натуру, на лбу — величественную, над губой — кокетливую. С помощью мушек дама могла подать сигнал любовнику: «Сегодня вечером я одна». Или, напротив: «Ко мне лучше не подходить».

Заодно мушки прекрасно скрывали прыщи, язвы, оспины, весьма распространённые в то время.

В XVIII веке нарочито искусственная красота достигает пика. Попробуй узнай, какая на самом деле дама скрывается под слоями пудры и румян, увенчанная париком и затянутая в корсет. Некоторые модные ухищрения ныне способны вызвать лишь смех. Например, накладные брови, которые делали из шкурок пушных зверей, а часто и обычных мышей. Или подушечки, которые запихивали в рот, чтобы щёки не казались обвисшими.

Не везде чрезмерное использование косметики вызывало одобрение. Так парламент пуританской Англии даже издал в 1799 году забавный закон: «Все женщины, вне зависимости от их сословия и возраста, которые после опубликования данного закона прельстят подданного его величества с помощью духов, помад, румян, краски для лица, фальшивыми зубами, высокими каблуками и т. д., будут судимы за колдовство, и брак будет считаться недействительным».

Во второй половине XVIII века, в конце царствования Марии Антуаннеты буйство косметики на лицах французских дам немного притихло. Теперь чрезмерно набеленная женщина ассоциируется скорее с проституткой, а не с аристократкой. Румяниться и пудриться стали меньше. Начинает всё больше цениться естественная красота, а также косметика из натуральных материалов.

Однако даже восходя на революционный эшафот, французские аристократки беспокоились о том, как они выглядят.

О. Кабанес, Л. Насс «Революционный невроз»:«Прежде чем выйти из своей камеры, чтобы идти на эшафот, она (принцесса Стенвилль Монакская — С.К.) попросила свою служанку подать ей румян: „А что, если природа одержит верх, — воскликнула она, — и я испытаю минуту слабости? Прибегнем лучше к искусству, чтобы её скрыть“».

Продолжение следует…

shkolazhizni.ru

История макияжа: как наводили красоту в средневековой Европе и допетровской Руси

Первобытные люди с помощью рисунков на лице общались с духами и защищали себя от враждебных сил природы. Чуть позже на смену боевому раскрасу пришел макияж. Мы решили вспомнить, чем подводили глаза египетские фараоны и какой мейкап был «в тренде» у ренессансных красавиц.

Расскажи друзьям:

Древний Египет

В Древнем Египте декоративной косметикой с равным успехом пользовались как женщины, так и мужчины. При этом обитатели долины Нила любили делать, как выразились бы сейчас, акцент на глаза.

Египет.jpg Самыми ходовыми были две краски – черная и зеленая. Первую изготовляли из сурьмы, ею густо чернили веки и брови. Вторую делали из малахита и использовали, чтобы подчеркнуть нижнее веко – рисовали толстую зеленую линию под глазами. Позже глаза стали обводить черным и сверху, и снизу.

Египтяне раскрашивали лица не только и не столько для красоты. С помощью яркого макияжа они защищали глаза от вредного воздействия окружающей среды. Слепящее солнце, песчаные бури, резкие перепады температур – от полуденного зноя до ночных холодов – все это плохо сказывалось на здоровье глаз.

Толстый слой темной краски играл роль своеобразного защитного экрана. Кроме того, в состав древней косметики часто входили соединения свинца, чьи бактерицидные свойства были хорошо известны египтянам.

Тейлор Клеопатра.jpg Макияжу приписывалась также магическая сила. Считалось, что, помимо солнца и пыли, густо черненые глаза защищают своего обладателя от злых духов.

Древняя Греция и Рим

Вслед за египтянами эстафету красоты подхватили древние греки. Именно в Элладе сформировалось привычное для нас отношение к макияжу – его носили только женщины именно в декоративных целях.

Древняя Греция.jpg Кстати, повсеместное распространение мейкап получил далеко не сразу. Долгое время искусство рисовать лицо было привилегией исключительно гетер и куртизанок. Они отбеливали кожу свинцовыми белилами (те, что победнее, использовали вместо свинца мел), подводили сурьмой брови, соединяя их, по последней моде, в одну линию, соком ягод румянили щеки, а также подцвечивали соски и большие половые губы.

В противовес женщинам распутным благородные гречанки пользовались только уходовой косметикой. Впрочем, ближе к началу новой эры сдались и они, пополнив ряды жертв отравления тяжелыми металлами.

Читайте также: История с порнографией – как занимались сексом в Древнем Риме, Египте и Месопотамии>>

К слову, тот факт, что косметика вредна, вовсе не был секретом для медиков античности. Скажем, знаменитый врач Гален пропагандировал отказ от использования помады, поскольку в её состав обычно входили токсичные киноварь и сурик. Он же предупреждал и о вреде белил. Но только всё не впрок.

Древний Рим.jpg В своем отношении к макияжу римляне повторили путь греков: тени и помада перекочевали из борделей в дома знатных горожан. Разница была лишь в том, что декоративную косметику в Республике, а потом в Империи жаловали не только барышни – мужчины тоже любили иногда подкорректировать свой цвет лица.

Древний Рим 1.jpg Римлянам приписывается авторство первого в мире тональника – именно они придумали смешивать всё ту же свинцовую пудру с растительными или животными жирами. Получившуюся массу наносили не только на лицо, но также шею и плечи. Хотя римляне не делали из двух бровей одну, у них тоже не обошлось без причуд – девушки порой красили голубыми тенями виски.

Древний Китай и Япония

Издревле в Китае и Японии в почете был подчеркнуто неестественный макияж. С помощью все тех же свинцовых белил или рисовой муки азиатские аристократки доводили свой цвет лица до снежно-белого, губы красили в алый. Гейши выделяли красным не только губы, но также глаза, иногда брови.

Япония.jpg Кстати, о бровях: вплоть до начала нового времени знатные японки их сбривали и высоко на лбу рисовали короткие толстые черточки. Китаянки не отставали. Правда, они изображали брови на том же месте, где те должны расти. Мужчины тоже не чурались мейкапа – воины наводили марафет, чтобы выглядеть более грозно.

Черный был, пожалуй, самым востребованным цветом в палитре азиатского мейка. Хорошим тоном считалось «уточнить» черной тушью линию роста волос. До второй половины XIX века в японской аристократической среде сохранялась мода на черные зубы.

Черные зубы.jpg В качестве сырья для зубной краски использовали черные металлы, позже появились рецепты с танином и устричным порошком. Вероятно, древним было известно, что танин, вещество растительного происхождения, которое добывают из коры некоторых растений, укрепляет десны и защищает зубы от кариеса.

Читайте также: Все, что нужно знать о японской косметике>>

Но главным азиатским изобретением по части декоративной косметики остается лак для ногтей. Для обитателя Поднебесной длина ногтей являлась маркером социального статуса их владельца. Если знатные мужчины отращивали ногти всего на двух-трех пальцах, девушки «отпускали» их все. При этом длина такого богатства могла достигать 20-25 см.

Китай.jpg Чтобы ногти не ломались, их не просто красили, а покрывали самым настоящим лаком – на основе сока лакового дерева, и помещали в специальные футляры, нередко из драгоценных металлов. Китайцы же придумали наращивать ногти – для этого они использовали проклеенную рисовую бумагу.

Допетровская Русь

Макияж женщин допетровской Руси походил на грозную театральную маску – кожа белая, как мел, губы и щеки алые, брови черные. Заезжие иностранцы не уставали поражаться тому, как привлекательные молодые москвички знатного происхождения намеренно превращают себя в скоморохов. При этом выход в люди без мейка был равносилен прогулке голышом – возмутительно неприлично.

Допетровская Русь 1.jpg

Историки до сих пор спорят о том, откуда на Руси возникла традиция краситься так обильно. Одни видят в этом отголоски азиатского влияния. Другие считают, что подобная манера «рисовать лицо» появилась благодаря древнеславянским представлениям о магической защитной функции грима.

Читайте также: В тридевятом царстве – femme fatale русских сказок>> 

По меткому замечанию одного интуриста, русские красавицы напоминали свежие булки, присыпанные мукой. Однако, вопреки расхожему представлению, красились и мазались они вовсе не свекольным соком.

Допетровская Русь.jpg Конечно, в глубокой древности девушки наводили красоту с помощью натурпродукта: вместо подводки – уголек, вместо пудры – рисовая мука, вместо помады – сок малины. Но уже с VII – VIII веков, к вящей радости боярских дочек, из Византии стали привозить «настоящую» ядовитую косметику.

Европа: Средние века и Новое время

Но вернемся в Европу. Наступившее в конце V века Средневековье положило конец сладкой жизни местной аристократии. Влияние молодой, но уже могущественной христианской церкви распространялось на все сферы жизни общества. Вопросы макияжа также не ускользнули от пристального взора духовенства.

Средние века.jpg Мейкап стали считать занятием греховным. За наличие губной помады на лице можно было угодить прямиком на костер. В косметичке состоятельных дам из декоративной косметики осталась только пудра.

В моду вошла болезненная бледность, изнуренный вид. И никаких ярких акцентов: барышни «украшали» себя тем, что сбривали слишком выразительные брови. А чтобы лицо казалось длиннее, девушки, опять-таки с помощью бритвы, поднимали линию роста волос на лбу, висках и затылке.

Прошло несколько веков, прежде чем у художников снова появилась легитимная возможность прославлять гармонию человеческого тела. Ренессанс внес ряд поправок в основные положения христианского учения – красота, которая раньше считалась дьявольским искушением, теперь стала божьим даром.

Читайте также: Запах женщины – самые легендарные духи в истории>> 

По этой причине девушки бросились портить себе здоровье свинцовыми белилами и суриком. Впрочем, средневековые стандарты красоты не пропали бесследно. В облике bella donna той эпохи не было места выразительным контрастам – светлые волосы, глаза, кожа с нежным румянцем. Макияж оставался неброским. Сохранилась и мода на высокий открытый лоб, гладкость которого не должны были нарушать даже брови.

Возрождение.jpg В эпоху Возрождения вопросы красоты получили широкое теоретическое осмысление. Пока мужчины строчили трактаты о том, как должна выглядеть привлекательная женщина, дамы в свою очередь писали, как сохранить и преумножить свою красоту.

Примерно с начала XVII века европейцы стали понемногу предавать идеалы античности. Натуральная красота стремительно сдавала позиции. Аристократки покрывали себя толстым слоем белил, лепили «мушки» и затягивали корсеты.

18 век.jpg Апофеоз искусственности пришелся на XVIII столетие – знаменитый век париков. Мужчинам и женщинам, носившим пышные искусственные локоны, приходилось покрывать себя пудрой буквально с макушки. У представителей обоих полов в ходу были румяна. Особое внимание уделялось бровям – чем жирнее и длиннее, тем лучше.

Какой исторической эпохи вы эталон красоты? – пройти тест>> 

В XIX веке интерес к белилам резко сошел на нет. Теперь моду диктовала викторианская Англия. Тамошние блюстители морали вспомнили о греховности человеческого тела и развернули активную пропаганду естественной красоты.

Помада опять перекочевала в косметички куртизанок. Приличным дамам, чтобы выглядеть привлекательнее, рекомендовалось покусывать губы и щипать себя за щеки.

унесенные.gif Такое отношение к делу оставалось актуальным вплоть до 20-х годов XX века, пока на модную арену не вышли первые девушки-флэпперы. Уставшая от тягот войны молодежь во что бы то ни стало хотела сделать свою жизнь ярче. Так началась новая эра в искусстве макияжа.

Читайте также: Девушка-«хлопушка» - что нового дало миру движение флэпперов>>  Разбиралась Валентина Гольцберг

Расскажи друзьям:

Материалы по теме

История и актуальные тенденции русского боди-арта

История и актуальные тенденции русского боди-арта

april-knows.ru

История развития косметики: когда вся косметика была натуральной

Первый мастер-класс по визажу состоялся в каменном веке, а косметические фабрики работали еще при Клеопатре. Косметика - это неотъемлемая часть жизни любой представительницы слабого пола. В наши дни на улице редко встретишь женщину без мейкапа. А уж по количеству баночек и тюбиков с кремами, лосьонами, бальзамами и тониками наши туалетные столики с легкостью дадут форы небольшой косметической лавочке. И каждая из нас хотя бы раз в жизни задавалась вопросом: а кто же придумал первое косметическое средство?

История косметики: Древний Египет

С чего начиналась история развития косметики? Как далеко продвинулся прогресс в производстве натуральной косметики за последние тысячелетия? И в что же лучше - проверенные веками "бабушкины" методы или последние достижения научно-технического прогресса?

Косметика в Древнем Мире

Существует мнение, что все самое интересное в этом мире создали древние египтяне. Первые косметические средства – тоже их рук дело. Женщины в Древнем Египте следили за собой с маниакальной дотошностью. В распоряжении египетских модниц были лечебный и эротический массаж, маски для лица, солевые ванны, румяна, тушь для ресниц и подводка для глаз. Именно здесь было создано и первое мыло ручной работы – его использовали в лечебных целях. Главными "поставщиками" косметики в Древнем Египте были жрецы.

Косметика в Древнем Риме

Вместо лауретсульфатов и метилпарабена они использовали в своих рецептах растительные и животные жиры, травяные настои, природные окрашивающие минералы, глину, молоко и мед. Именно жрецы долгое время были единственными, кому было позволено пользоваться мейкапом, т.к. краска на лице была определенной символикой. Только в середине ІІІ века до н.э. в число "избранных" вошли знатные египтянки.

Древняя Греция стала первой страной, где женщины задумались о продлении своей молодости и пользовались для замедления старения кожи и предотвращения морщин настоем из цветочной росы и виноградного сока. Именно поэтому легенды об их неувядающей красоте дошли и до наших дней. Косметика в Древней Греции изготавливалась исключительно в подсобных помещениях храмов. Тогда же и появилась профессия "космета" - человека, к которому обращались с просьбой откорректировать недостатки лица или тела.

Но лучшим в искусстве ухода за собой в то время стал Древний Рим. Здесь в ходу были восстанавливающие маски для лица на растительной основе с применением бобовой муки, глины, растений; ночные крема из животных жиров и эфирных масел; освежающие и омолаживающие ванны. Римлянки стали первыми, кто начал красить волосы. Краской служили исключительно натуральные вещества: для придания красного оттенка использовали пепел и египетскую хенну, черный цвет получали при помощи дикой лебеды, чечевицы, кипарисовых листьев. Именно жительницы Древнего Рима подарили миру эпиляцию.

Древний Восток также не отставал от античных империй. Еще 4000 лет назад в Индии женщины красили копотью глаза и надбровные дуги, рисовали красивое пятнышко «тилака» на лбу обрамляя композицию маленьким драгоценным камушком. Велика была в те времена и роль ароматов. Считалось что воскуренный дым мирры, смолы тропических растений и ладан отгоняют злых духов. В праздничные дни ладони ступни разрисовывали глиной и цветными мелками. Индийские мужчины и женщины так же любили аюрведический массаж, который родом как раз и тех времен

Косметика в Средневековье

Аскетичное Средневековье в святом порыве отказа от роскоши запретило человечеству не только парфюмерию и косметику, но и средства элементарной личной гигиены. Но запреты часто нарушались: короли выбеливали и позолачивали волосы и румянили лицо, а в Неаполе появляются первые мыловары.Но все же стремление выглядеть хорошо вносило свои коррективы в развитие косметики Средневековья.

Косметика в Средние Века

Во время Возрождения искусство совершенствования собственного образа расцвело в Италии и распространилось по всей Европе. У знатных дам в туалетных комнатах стояли крема и помады, пудра, мази и духи. Итальянки пользовались отбеливающими средствами для лица и рук, осветляли волосы на солнце, для свежести дыхания жевали мяту, а для ухода за телом принимали цветочные ванны. Но и в Средневековье, и далее во времени с личной гигиеной было по-прежнему туго.

Вместо того, чтобы избавиться от неприятных запахов пота и пыли, их попросту забивали сильными парфюмами. Короли и придворные в Средневековье мылись два раза в жизни – будучи младенцами и перед погребением. В 17 веке Король-Солнце мылся 4 раза в своей жизни.

Косметика в 17-м веке

Тем не менее производство мыла постепенно начинает развиваться. И в пятнадцатом веке оно проникает в Россию. Мыло было в 2 формах выпуска – жидкое или “немецкое” и твердое или “китайское”. А в 18 веке русские фабрики вырабатывают собственное качественное туалетное мыло. Правда, оно по- прежнему было предметом роскоши для бедных слоев населения - последние умывали лицо глиной, а стирали с помощью золы и даже картофеля. В качестве “бюджетных” румян были свекла или бодяга, а парная телятина освежала лицо. Позже российские производители пошли навстречу беднякам и выпустили в продажу детское мыло в форме игрушек или овощей по цене не больше копейки.

Современные косметические веяния

Двадцатый век “подарил” нам пресловутые синтетические моющие средства, и таким образом не только изрядно подпортил здоровье потребителей, но и существенно навредил природе. Сегодня, в начале 21-го века, мы снова возвращаемся к натуральной косметике, а средства по уходу за собой, сделанные вручную, становятся все более и более популярными. И вот сейчас, кажется, и начинается настоящий прогресс – когда наука не бездумно использует дары природы, а заботится о сохранении окружающей среды и здоровье человека.

Что же такое натуральная косметика сегодня? Естественно, в натуральной косметике также содержатся отдушки, красители и минеральные масла. Но присутствие их сведено к минимуму, а консерванты, используемые для продления срока годности такой косметики, имеют природный состав. А вот найти безупречно «чистую» натуральную косметику весьма проблематично – 100% натуральные средства слишком быстро теряют свои свойства и чаще всего неэстетично выглядят.

Смотри также:

Рай где-то рядом - 10 самых оригинальных спа мираРай где-то рядом - 10 самых оригинальных спа мира Узнайте о самых оригинальных СПА процедурах в мире! Талассотерапия, термальные источники, шоколадные обертывания и массаж с виноградными косточками Необычная косметика: 5 самых оригинальных косметических процедурНеобычная косметика: 5 самых оригинальных косметических процедур Крем из змеиного яда, лифтинг из слизи улитки, массаж драгоценными камнями... В этой статье я собрала 5 наиболее ярких примеров необычной косметики со всего мира! Девушки любят погорячее: специи в косметикеДевушки любят погорячее: специи в косметике Имбирь, корица, куркума и чили. Нет, это не набор для кулинарного рецепта. Это в моей косметичке кончились освежающая маска и антицеллюлитное средство Аюрведический массажАюрведический массаж Аюрведический массаж — это не просто мануальная процедура. Это целая религия со своими «богами» в виде эфирных масел и лекарственных трав.

www.naturalrating.ru

Макияж и косметические средства с эпоху Средневековья.

Поиск Лекций

Информации об использовании косметики в Средние века не очень много и она достаточно поверхностна. Источниками в основном являются иллюстрированные манускрипты, литературные опусы поэтов с описанием красоты героини, археологические находки в погребальных курганах и т.д.

Но вместе с тем хорошо известны инструменты, сосуды и косметические средства, которые хранились определённым способом, использовались определённым способом, что и даёт возможность весьма точно определить уровень развития медицины, гигиены и самоукрашательства. С принятием христианства «в моду» входят стыдливость и суровость, превозносимые в качестве главных добродетелей. Считалось, что применение снадобий по сохранению красоты и молодости, приводит к истинному богохультву, ибо искажает творение господа. Нечистоплотность возводилась в ранг добродетели, а запреты и проклятия, содержащиеся в наставлениях отцов церкви (III-Vвв.н.э.) способствовали тому, что уходили в прошлое привычки к омовению, притираниям и краскам. В обществе возникло предубеждение против процедур, связанных с гигиеной тела. Грех прародительницы Евы на протяжении длительного времени лежал тяжким бременем на женщинах, обрекая на суровый аскетизм. Заботы по наведению красоты были включены в список деяний, осуждаемых Церковью, которая стремилась наставлять людей даже в повседневных трудах и хлопотах. В период средневековья активно развивается христианство, оно принимается как официальная религия во многих странах. Этот процесс оказывает влияние на культурную жизнь общества.

Теперь физическая красота считается греховной. Если раньше обнаженное женское тело считалось прекрасным, про него писали поэмы, с обнаженных девушек писали картины и ваяли статуи, то в средние века тело прячут за многочисленными слоями одежды. Мнение большей части епископов о физической красоте женщины можно отразить в следующих фразах: «Лживая красота скрывает преступную натуру женщин, дьявольская косметика – уловка, прячущая истинные мерзость и смрад их тел и душ, если у них вообще есть душа. В день Страшного суда Господь не признает этих раскрашенных женщин за своё творение, и они прямиком отправятся в геенну огненную к своему сатанинскому сообщнику. Женщине может придать приятность единственный цвет – румянец стыдливости».

У героини, покоряющей все рыцарские сердца, белая кожа, маленький рот, светлые волосы.

В эпоху готики в моде была беременность, и женщины часто носили под платьем специальные накладные "животики", чтобы ее имитировать и создать знаменитый "готический силуэт". Этот силуэт прекрасно представлен в готической скульптуре и живописи и демонстрирует нам "беременных" даже невест - таково было требование моды. Мода на беременность возникла в эпоху крестовых походов и была вызвана тем, что женщины в то время слишком подолгу были одни, пока их мужчины воевали за Гроб Господень в Палестине. Когда мужья возвращались, женщины с удовольствием беременели, и это состояние беременности ассоциировалось со счастьем и благополучием.

Поскольку грим был категорически запрещен церковью, им приходилось добиваться этого другими средствами. Во-первых, выщипывались и выбривались волосы надо лбом, иногда до 3 см, что делало лоб выше и покатей. Во-вторых, выщипывались все брови и все ресницы - как верхние, так и нижние.

Елизавета I, королева Англии, дабы подчеркнуть природную бледность, накладывала на лицо маски из яичного белка, гипса, глины и белого свинца, что породило моду на бескровные лица. Белизна лица в отличие от крестьянской краснощекости указывала на благородное происхождение - по этой причине дворяне тщательно избегали солнечных лучей.

Красавицы тех времен шли на страшные жертвы, дабы быть общепризнанно красивыми. К примеру, вызывали у себя сильнейшее кровотечение, благодаря которому поверхность кожи становилась бледной.

Современный готический стиль зарождался постепенно. В 80-х годах 20 века анархический панковский настрой уступил место унынию постпанка. Со временем произошло становление нового стиля, обусловленного отрешённым декадансом, что отразились и на одежде представителей. В наши дни существует несколько направлений готического стиля, главными символами которого являются чёрный цвет и тематические серебряные украшения. Наиболее популярными материалами для изготовления одежды являются кожа, сетка, винил, шёлк и бархат. Стоит отметить, что готическая мода, в таком виде, в котором она представлена в соответствующей субкультуре, достаточно отличается от одежды, появившейся в средневековой Европе. В наше время наблюдается модернизация старинного стиля и внесение в него новых деталей, подчёркивающих особенности направления.

Отличительными чертами стиля считаются строгость, мрачность и броскость. Основами стиля являются холодные депрессивные цветовые комбинации: чёрное с красным, чёрное с белым, что также наблюдается в контрастном сочетании бледной кожи и тотального чёрного макияжа и волос.

Наиболее традиционным готическим направлением в одежде является антикварный стиль. Этот вариант включает в себя стилизацию под основные тенденции моды 18-19 веков. Основной чертой направления считаются кружева, перчатки, достигающие локтей, длинные платья в пол, корсеты, вуали, соответствующие стилю, а у мужчин – цилиндры и фраки. Данное направление включает в себя элементы романтизма и неоготики.

Достаточно широко используется вампирский стиль. Он обусловлен подражанию популярным кино-«вампирам», таким, как Лестат де Лионкур, Дракула. Девушки в готическом стиле, соответствующем этому направлению, как правило, стремятся подчеркнуть свою сексуальность и придать образу роковое звучание, что достигается при помощи ярко-красных оттенков в помаде, маникюре и некоторых деталях одежды.

Нередко готический стиль пересекается с тематикой металл-музыки. Кожаная одежда, цепи, садомазохистская атрибутика, такая как ошейники, одежда из латекса, не противоречат эстетике готов.

Особое место занимает кибер-направление. Данное стилевое решение обусловлено гармоничным соединением в одежде готических и индустриальных элементов. Для выполнения выбираются искусственные ткани, предпочтительными являются яркие кислотные цвета, экстремально высокая платформа ботинок, детали киберпанковской культуры.

В Японии зародилось направление под названием лолита. Как правило, девушки надевают платья в готическом стиле, длиной до колен, с оборками и кринолинами. Аксессуарами являются декоративные зонты, шляпы, обувь на платформе с закругленными носами.

Представители субкультуры, работающие в офисах и учреждениях с дресс-кодом, не могут позволить себе носить тематическую одежду. В связи с этим возникло направление корпоративный гот. Данный стиль сводится к минимальному количеству макияжа и аксессуаров.

Впервые появление готического стиля на подиуме состоялось в 1990-е – 2000-е года. Александр Маккуин в своих коллекциях «Сияние», «Голод» и «Птицы» воплотил готическую эстетику и смысл. В 2009 году в силу вступает викторианский и неоромантический стили. Женский образ приобретает неоспоримую женственность и величие благодаря чёрным рюшам и кружевам на блузах, и пышным юбкам. Givenchy и Жан-Поль Готье представили миру своё прочтение готики в модных показах, при этом последний совместил её с панк и рок культурой.

Особо властно и демонически выглядят неповторимые комплекты Gucci. Gilles и AndrewGn наделили свои модели женственностью и очарованием при помощи прозрачных блуз и приталенных платьев в готическом стиле.

Никакие отточенные рамки стиля не мешают дизайнерам создавать абсолютно разные готические наряды. В тренде вам помогут остаться платья с броской декоративной отделкой, воланы, корсеты, шнуровки, ленты, ажурные юбки, внушительные разрезы. Также актуальны кожаные штаны, ботинки и другие агрессивные элементы уличной готики.

Красота готики – неоспорима, но она отличается своеобразной мрачной величественностью, строгостью и завораживающей холодностью. Это связанно с тем, что истоки стиля лежат в глубоком Средневековье – времени, когда рыцари совершали подвиги, посвящая их дамам сердца, ведьм жгли на кострах, а неоспоримым господством обладала католическая церковь.

Трудно понять в точности какое место занимала женщина в семье и обществе в Средневековье – эпохе бесконечных разбойничьих войн, духовного оскудения, жестокости и охоты на ведьм. Без сомнения одно, она находилась в зависимом, подчинёном положении в том мужском, военном обществе, где существование постоянно находилось под угрозой. Христианство сделало очень мало для материального и морального статуса женщины; ведь на ней лежала основная вина за первородный грех. Из всех видов дьявольского искушения именно она была наихудшим воплощением зла. «Муж есть глава жены», - сказал апостол Павел и христианство верило его словам и учило по ним жить.

Под глубоким влиянием религии, пронизывавшей все сферы жизни, в период средневековья появляется новый эстетический идеал человека — аскета, отрекшегося от радостей земной жизни. На фресках соборов изображаются непропорциональные бесплотные фигуры с выражением неистовых страданий на лице. Образ мадонны, богоматери, получивший широкое распространение в раннехристианском искусстве, определяет идеал красоты женщины Для Раннего Средневековья характерен идеал непорочности, святости. Очень бледная кожа, удлинённый овал лица, как на иконах, золотистые вьющиеся волосы, большие голубые глаза, маленький рот – ангельская внешность. Никаких пышных форм, никакой косметики, никакого открытого тела.И вместе с тем существовал определённый эталон - высокий, выбритый лоб – обязательный атрибут красоты того времени. Дама подвергалась болезненной процедуре эпиляции: на волосы по краевой линии накладывалась едкая смесь из аурипигмента и негашёной извести. После того, как кожа была очищена, на лоб наносили составы, признанные воспрепятствовать росту волос: кровь летучих мышей или лягушек, сок цикуты, золу, предварительно вымоченную в уксусе.Впечатления длинной, стройной шеи пытались достигнуть с помощь подбритого у основания затылка.

Средние века - не однозначное время, полное противоречий и загадок. Вместе с унижением и бесправием существовал культ «Прекрасной дамы», душераздирающие серенады под балконом, менестрели, трубадуры, состязания на турнирах, и любовная лирика, которая дожила до наших дней и вызывает восхищение по прежнему. Этот отрезок времени средневековой эпохи называют «тёмным периодом» или «ледниковым периодом» в истории европейской культуры.

 

 



poisk-ru.ru

Косметика Средневековья | ЛЮДОТА

Николай Чеботарев 22.10.2012

Косметика средневековья – что она из себя представляла?Смесь алхимии с колдовством или серьезную науку?Мой сегодняшний собеседник не просто изучает средневековую косметику, но и, временами, экспериментирует с ней.

Знакомьтесь — Катя Аристова из клуба исторической реконструкции «Легенда» (Московская область, г. Ступино).

Привет Катя! Рад возможности обсудить на «Людоте» такую интересную тему.Но, говорят, Средние века отличали антисанитария и грязь. Какая уж тут косметика?

Привет. Тема действительно интересная.

Начнем с главного.Миф о том, что в средние века все люди ходили грязными, мылись раз в год, воняли и совершенно за собой не следили улетучится после первого же знакомства со средневековой косметической рецептурой.

Первым делом, ради поддержания красоты, дамам советовали именно мыться.А благоухали они ароматическими смолами, травами и розовым маслом. Ассортимент косметических средств был довольно широк: кремы для смягчения кожи лица, тела, рук, средства для эпиляции и краски для волос, различные составы для чистки зубов и поддержания хорошего запаха изо рта.

 

Ясно. А когда и кем впервые была упомянута косметика?

Первое упоминание самого наличия косметики искать даже не возьмусь, ибо вещь эта очень древняя: люди разными способами пытались себя украсить чуть ли не с первобытных времён.

Древнейшие упоминания самой рецептуры найти проще.Если говорить о европейской цивилизации, то первые записи по косметологии относятся к эпохе Античности.

Кое-какие средства для устранения кожных дефектов (ссадин, сыпей, раздражения от грубой одежды) описывает Гиппократ (V-IV вв. до н.э.) в трактате «О применении жидкостей».

Нам известно о факте существовании трактата «Косметика» греческого врача Критона (I в. н.э.) – в древности этот текст был очень популярен, но до нас, к сожалению, не дошёл.

Зато сохранился отрывок поэмы Овидия «Притирания для лица» (I в. н.э.), в котором рецепты изложены в стихах.

Овидий советует женщинам, хорошенько выспаться, чтобы освежиться, а после позаботиться о белизне кожи: натереться мазью из мёда, яиц, размятых луковиц гладиолуса и порошка из смолотых в муку ячменных и пшеничных зёрен, вики, толчёного оленьего рога. Поэт обещает, что лицо станет белее зеркала.

Ещё он упоминает румяна из лепестков мака и специально уточняет, что больше всего женщину красят хорошие манеры. Отдельные упоминания косметических средств встречаются также у Плиния Старшего (I в.н.э.) и Галена (II в. н.э.).

 

Какие приметы, суеверия, были связаны с косметикой в Средневековье?

Суеверие здесь тесно переплеталось с чисто бытовыми и вполне понятными страхами.

Очень ярко это иллюстрирует знаменитый отрывок из «Романа о розе», принадлежащий перу Жана де Мёна (1285 г.), в котором мы читаем, как старая сводня цинично рассказывает о женских ухищрениях («чарах» макияжа, наряда, кокетства), с помощью которых можно подчинить своей воле влюблённого.

В подобных «чарах» видели опаснейший обман, ведь несчастный мужчина, женившись на лгунье, выдающей уродливое лицо за прекрасное, получал, как правило, страшную, легкомысленную и сварливую супругу вкупе с перспективой стать подкаблучником.

Такое вот своеобразное злое «колдовство». В век, когда разводов практически не было, сами понимаете, дело страшное.

 

Ее делали сами или существовала целая ремесленная специализация, которая работала на продажу?

Такое ремесло было, но я пока не могу сказать, насколько оно было развито: мне пока не попадались никакие уставы цехов или гильдий «изготовителей косметики».

Есть, впрочем, подобные уставы банщиков, аптекарей и парикмахеров. Вероятно, представители этих трёх профессий вкупе с некоторыми лекарями и составляли круг специалистов в области косметологии.

В чем хранили косметику?

Большинство средств не хранили долго – консервантов тогда ещё не было, так что портились притирания быстро.

Однако, кое-что мы нашли в трактате «Тротула», который был написан предположительно в XII веке. Это медицинский трактат о здоровье женщин, в котором содержатся главы о том, как женщин украсить.

Хорошая философия: красота дамы – это часть здоровья. Благодаря замечательному переводчику Николаю Горелову, «Тротула» доступна на русском языке.

Так вот, в «Тротуле» есть совет хранить комочек подсохших белил завёрнутым в пергамен, который в данном случае использовали как своеобразный аналог полиэтилена.

Аптекарь и его снадобья, миниатюра XIV в.

Как сосуд для приготовления косметики частенько упоминается «горшок», логично предположить, что в каких-нибудь небольших горшочках готовые средства и держали.

Также мне попадались средневековые изображения аптекарей в окружении множества небольших баночек, которые прекрасно подходят для косметики. Их могли делать из глины, дерева, реже стекла – производство стекла было трудоёмко и недёшево.

 

Не все так просто

Была ли контрабанда косметики? Или другие криминальные случаи связанные с ней?

Не было какой-то острой необходимости ввозить косметику тайно и какой-то особой активности контрабандистов, соответственно, тоже.

А вот с пудрой и правда связана одна любопытная криминальная история.

В эпоху Возрождения жила знаменитая отравительница, некто Тофания. По легенде, эта дама продавала женщинам пудру, содержавшую хитро замаскированный мышьяк, с помощью которой можно было тихо и практически незаметно избавиться от «надоевшего» мужа.

 

Могли ли наказать за использование косметики?

Представители высшей светской власти были скорее потребителями косметики, а не её противниками.

Законы против употребления косметики принимали в XVII-XVIII вв., но, скорее всего, на практике они не всегда тщательно исполнялись. В основе этих законов были религиозные мотивы.

Церковь в средние века «наказаниями» не занималась, приговоры исполняли именно представители светской власти.Христианской общине и её служителям, главным образом, надлежало формировать, скажем, так, «общественное мнение» с помощью проповедей.

Декоративную косметику выставляли орудием соблазнения и служения демонам, способом обманного искажения божественного творения, преумножения разврата и праздности.

С точки зрения христианской этики эти обвинения не вполне безосновательны.

В качестве альтернативы косметике людям советовали обращать внимание на красоту и простоту души, во много раз более привлекательную, чем любая краска на лице. Сложно сказать, насколько успешной была эта проповедь.

Многие сочинения авторов XIII в., таких, как Альдебрандин Сиенски и Ланфран Миланский, содержат рецепты отбеливания кожи. По всей видимости, это было востребовано, несмотря ни на какие обвинения, раз доктора делали эти записи.

Примечательно, что лечебной косметики и гигиенических процедур претензии церкви касались в значительно меньшей степени.

То есть, мытье все-таки было благословенным занятием?

Конечно. Существовали общественные бани (есть масса упоминаний бань в литературе, юридических документах), средневековые медики для поддержания здоровья советовали мыться.

Часто наличие бань связывают с влиянием арабской культуры в XII-XIII вв. (правда, биограф Карла Великого, Эйнгарт, упоминает, что этот, практически ещё варварский правитель уже в далёком VIII в. усиленно стремился ввести при дворе моду на бани и купание в горячих источниках).

Бани не были очень дёшевы и доступны – специальные работники носили в них воду за плату, дрова в городе покупали за деньги, да и дополнительные услуги (мытьё головы, массаж, бритьё или стрижка) имели свою цену.

Тем не менее, подобных заведений было достаточно много, что явно свидетельствует в пользу лояльности общественного мнения.

Реконструкция средневекового мытья на историческом фестивале в Западной Европе

Так что когда в популярной литературе пишут, что в Средние века злая церковь запрещала мыться, чтобы ни в коем случае не проявить заботу о «бренном теле», это не нужно воспринимать очень близко к сердцу 🙂

Мылись, насколько могли себе позволить по уровню достатка и в связи с особенностями быта.

 

Пользовались ли косметикой мужчины?

Да, безусловно. Более того, косметические рецепты, предназначенные исключительно для женщин скорее редки. Мужчины ухаживали за зубами, волосами, стремились избавиться от угрей, трещин на коже, от облысения и различных кожных заболеваний, некоторые даже пытались похудеть с помощью навозных обёртываний и горячих ванн.

Есть кое-какие упоминания о франтах, не гнушающихся и пудр, румян, помад, завивки волос, правда, отношение к подобным эксцессам было скорее негативное, это был уже перебор.

 

Личный опыт

А все эти девичьи радости были доступны всем слоям населения, или косметика, гигиена были преимуществом аристократии?

Если учитывать только материальный достаток людей, косметика была доступна всем, кроме бедняков, живущих на грани голода. Ведь основные ингредиенты очень просты, их легко было найти на любой кухне: сало, отруби, вино, яйца, оливковое масло, молоко, травы.

Конечно, были и «люксовые» варианты с дорогими заморскими специями и ароматическими смолами.

Косметика была недоступна широким слоям населения скорее не из-за дороговизны или редкости, а из-за образа жизни.

В средние века труд был исключительно ручной, очень выматывающий и зачастую грязный. Представьте себе крестьянку, которая с раннего утра до позднего вечера занята то в поле, то со скотиной, то с шерстью, то с пряжей или ткачеством.

У неё элементарно не оставалось времени и сил на трудоёмкое приготовление ароматических кашиц и отбеливающих кремов. Да и часто ли она будет ими мазаться, зная, что каждое утро ей нужно, к примеру, чистить помещение для скота?

Вот и получается, что активно косметику использовали только высшие слои общества, знать или богатые бюргеры, у которых было свободное время на все эти обтирания и возможность поручить хозяйство слугам.

Но у тебя, насколько я знаю, такая возможность была – в рамках своего хобби, исторической реконструкции?

Да, мы многое и с удовольствием попробовали на себе.Например, мы чистили зубы порошком из мастики, ладана, специй, и дроблёных финиковых косточек. Порошок насыпали на маленький лоскут льняной ткани и натирали зубы – зубных щёток в XIII в. ещё не было.

А косточки-то зачем?

В зубные смеси добавляли жесткие крупинки, отчищающие грязь как скраб. Это как раз отчасти компенсирует отсутствие щётки.

Еще мы жевали кардамон и гвоздику, это аналог современной освежающей жвачки, очень понравился результат. Просто обычные зёрнышки специй, и в наши дни любой может попробовать – действительно освежают.

Очень интересно было приготовить средневековую краску для золотистого оттенка волос из чистотела, марены красильной и шафрана. Практически всеми этими составляющими в средние века красили не только волосы, но и ткани.

Я думаю, чаще всего целью покраски было не столько придание волосам какого-то определённого цвета, сколько закрашивание седины. Волосы тонировали в золотистый цвет шафраном, чистотелом, корой самшита – на светлых волосах такие средства могли достаточно неплохо замаскировать седину.

 

Как выглядела сама процедура крашения волос в Средние века?

Ровно так же как сейчас.

На волосы наносили красящий состав, заматывали голову тканью, оставляли краску впитаться на некоторое время, после смывали. Разница разве что в том, что современные краски женщины держат около часа, а средневековые приходилось оставлять на волосах на целую ночь или даже на сутки.

 

Кать, а что из косметики 13-го века тебе самой понравилось больше всего?

Мне самой очень понравился ежедневный крем, который назывался «керот». Состоял он из перетопленного сала, специально очищенного воска, камфары, специй, яйца, розового масла и белил.

Никакой белой маски, как обычно представляют люди, этот крем не оставил.Белила просто выбелили кожу до естественного, но светлого оттенка.

Честно сказать, я не ожидала от средневековой косметики большой эффективности, но это средство меня прямо удивило. Моя кожа от него действительно очень быстро стала мягкой. И запах такой изумительный! Впору хоть сейчас делай вместо покупной косметики.

 

А светлая кожа имела какое-то значение в образе красавицы?

Огромное! Более того, именно светлая кожа считалась эталоном красоты с со времён античности и до XIX в. включительно, только в XX в. в Европе возникла мода на загар, которая на востоке так и не прижилась – там и в наши дни лица усиленно отбеливают.

Посмотри на живописные изображения женщин ранней эпохи возрождения (XIV-XV вв.) – их кожа удивительно светлая. В уже упомянутой мной «Тротуле» рецептов для отбеливания огромное количество, причём не только для лица, но и для рук. Даже румяна на щёки советуют наносить именно для того, чтобы подчеркнуть белизну кожи.

 

А что тогда не понравилось? Было вообще такое?))

 Конечно. Я бы, например, не решилась использовать губную помаду из ядовитого корня переступня или смесь для эпиляции из негашёной извести.

 

Из извести? Серьезно?

Совершено. Обилие рецептов такой мази для эпиляции просто впечатляющее. В негашёную известь добавляли воду и минерал, который называется аурипигмент. Затем натирались получившейся горячей кашицей.

Вероятно, частенько вместе с волосами слезала и кожа, но рецептов много, а это значит, средство было в ходу!

А ещё с ужасом думаю о некоторых снадобьях для чернения седых волос, в которых использовались квасцы. Квасцы – это соли металлов, вещества для проявления и закрепления пигмента. Я пробовала работать с квасцами при окрашивании ткани, многие из них ужасно едкие, ужас, во что можно волосы ими превратить!

В августе ты с одноклубницами провела мастер-класс по средневековой косметике на историческом фестивале «Ратное дело-2012». Как возникла идея такого мероприятия?

Мы не были в Самаре с 2009 г., за это время фестиваль вырос, стал очень зрелищным и красивым. Конечно, нам, как участникам, хотелось соответствовать уровню и привезти что-нибудь интересненькое и зрелищное.

Идея показать средневековую европейскую косметику гостям и участникам фестиваля «Ратное дело» пришлась всей команде по душе. Кажется, в России реконструкторы XIII в. такого ещё не делали.

 

 А как отнеслись зрители к средневековой косметике?

Мне очень понравилось, что наши косметические посиделки вызвали интерес и оживление у девочек-участниц и у зрителей. Такая атмосфера была приятная, оживлённая и «дамская».

Некоторые представители сильного пола, правда, тоже пришли полюбопытствовать, но мы были совершенно не против.

Конечно, очень вдохновляет, когда людям приятно. Надеюсь, наша команда ещё не раз покажет интересные выступления на «Ратном деле».

 

Три рецепта из прошлого

В заключение Катя подарила читателям «Людоты» несколько простых и безопасных рецептов почти 900-летней давности.Их можно взять на заметку и в наши дни. Может, даже кто-то из вас тоже захочет поэкспериментировать? 😉

Чтобы кожа лица и тела была мягкой,

её следует мыть тёплым настоем отрубей – в средние века им умывались или принимали с ним ванну.Также зёрна пшеницы толкли в ступке, смешивали с тёплой водой и наносили на кожу как маску.

Маска для лица из корня лилии:

корень лилии очистить от шкурки добела, натереть, чтобы получилась кашица, смешать с 1 сырым чуть взбитым яйцом, дать настояться 1-2 часа, нанести на чистое распаренное лицо и подержать, пока принимаете ванну.

Такую «мазь» очень советовали для смягчения и отбеливания кожи, а также для лечения раздражений, ранок, ожогов.Это же средство рекомендуют наносить на губы, чтобы сделать их нежными и залечить трещины.

Маска для волос (считалось, что она способствует росту волос):

топлёное свиное сало смешать с равным количеством белого вина и измельчённого в порошок корня алтея.Нагреть, пока не начнёт закипать, и томить при такой температуре 30-40 минут, иногда помешивая.После добавляем растёртый крутой яичный желток и измельчённый в порошок тмин.Процеживаем смесь через мелкое сито или марлю, и маска готова.

Фото:

Александра Бунаева, Георгий Вощук, социальная сеть «ВКонтакте»

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? СДЕЛАЙТЕ РЕПОСТ - РАССКАЖИТЕ ДРУЗЬЯМ!!! Вы можете делиться любыми материалами сайта "Людота" с помощью этих кнопок, или вручную, но тогда должны указать автора материала и поставить активную гиперссылку на оригинал статьи

ludota.ru

Как делали макияж в прошлом: основные секреты

Не только современные женщины любят делать красивый make-up, но и в древние времена макияж был частью культуры для мужчин и женщин на протяжении многих лет. Рассмотрим интересные факты о макияже и косметике древних времён.

Белый макияж гейш

Белый макияж – это символ всех гейш, начиная с 8 века н.э. Такой макияж делался на основе рисового порошка, смешанного с водой до пастообразного состояния. После этого пасту наносили на лицо.

Белый макияж гейш

Египетский макияж

Много легенд ходит вокруг красоты и очарования египетской царицы Клеопатры. И это не удивительно, так как в Египте существовал особый культ косметики. Еще 10 000 лет. до н.э. египтяне начали применять душистые масла для очистки и поддержки в хорошем состоянии своей кожи. Таким образом, они защищали кожу от солнечных лучей и избавлялись от неприятных запахов. В качестве масел использовались: масла ромашки, лилий, лаванды, роз, мирры, мяты.

Глаза Клеопатры

Макияж Клеопатры

Для создания разноцветного макияжа применялись разные средства:

  • охра: имела пигмент жёлтого и красного цветов;
  • сурьма: в качестве туши для глаз;
  • обожжённый миндаль: применялся в качестве теней и подводки для глаз.

Египетский макияж

Макияж в Древнем Риме

В Древнем Риме макияж женщины зависел от её социального статуса. В целом, в Риме особое внимание уделяли макияжу: женщины даже не представляли свою жизнь без косметики. Они красили глаза, использовали мел для отбеливания кожи, и румяна. В Риме считалось, что женщина без макияжа, как еда без соли.

Косметика в Древнем Риме и Греции

Популярным был в Риме и маникюр: лак для ногтей делался из крови овец и жира, и имел ярко–красный оттенок. Любили ярко красить ногти в золотой, красный, чёрный цвет и китайские императоры, а вот обычным людям этого делать было нельзя.

Макияж лица в Средневековье

В Европе, в эпоху Средневековья, женщины красили свои лица в белый цвет, практически полностью выщипывали брови или вырывали волосы на лбу, чтобы поднять линию волос выше. Для губ использовались бальзамы на основе пчелиного воска, а для щек – большое количество румян. В то время косметика для отбеливания лица была очень опасная, так как её делали из мышьяка, уксуса и мела.

Макияж лица в Средневековье

Макияж лица в Средневековье

Кстати до 14 века христианская церковь запрещала использование макияжа, аргументируя это тем, что он имеет сатанический ритуал.

Макияж во времена Французской революции

Чтобы доказать, что во Франции после революции стало жить весело и хорошо, французы пользовались красными румянами и помадой. Таким образом, люди в других странах должны были завидовать здоровью и веселью французов.

Макияж во времена Французской революции

Красота по-арабски

Женщины из гарема султана особое внимание уделяли депиляции. Они буквально сжигали на своём теле волосы с помощью крема, состоявшего из смеси извести и аурипигмента, который был побочным продуктом мышьяка. Сначала женщина принимала баню, затем наносила крем на кожу, а после этого использовался бронзовый скребок для удаления остатков крема. Если вовремя не смыть крем, то он мог вызвать сильные ожоги.

Арабский макияж

Когда появилась мода на загар?

Сегодня каждая женщина стремится иметь красивый бронзовый оттенок кожи. И моду на загар ввела знаменитая Коко Шанель. После круиза по Средиземному морю, она появилась на фотографии загоревшей, и с тех пор мода на «шоколадную кожу» только усилилась.

globaltops.ru

Эталоны женской красоты: средневековье (черты, одежда, прически)

Эталоны женской красоты: средневековье

Мы завершили путешествие по дивным краям и дальше остановимся на более понятной нам Европе. Начнем, что логично, со средневекового мракобесия.

Эталоны женской красоты: средневековье Личная гигиена

Вместе с завершением эпохи Античности, в лету канула и богатая развитая традиция заботы о чистоте тела. У истоков раннего Средневековья люди еще трепетно относились к вопросам личной гигиены. Несмотря на то, что во многих городах не было в те времена водопровода и канализации, многие горожане принимали ванны по утрам в огромных деревянных бадьях.

Эталоны женской красоты: средневековье

Кроме того, в городах было множество бань, где мылись менее состоятельные граждане, которые не могли себе позволить держать собственные ванны дома. Однако с полной победой христианства ситуация поменялась. Дело в том, что бани были общественные, и церковь усмотрела в этом факте нарушение всех допустимых норм морали. Бани были объявлены вне закона и закрыты.

Эталоны женской красоты: средневековье

Нечистоплотность возводилась в ранг добродетели, а запреты церкви способствовали тому, что уходили в прошлое привычки к омовениям, краскам и притираниям. В обществе постепенно формируется предубеждение против процедур, связанных с мытьем тела.Священнослужителям, монахам и монахиням Церковь дозволяла совершать омовения только в двух случаях: либо по естественной надобности в случае крайней нужды, либо с целью очищения накануне принятия великих таинств. Св. Радегунда (520-587) заменила водные процедуры употреблением мешочков с душистыми травами, которые монахини в аббатстве Святого Креста, где она была аббатисой, «укрепляли у себя подмышками, дабы отбить запах пота».Простейшими гигиеническими правилами пренебрегали даже коронованные особы, не говоря уж о простых горожанах. Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза — при рождении и в день свадьбы.Не лучшим образом, чем с гигиеной тела, обстояли дела и с гигиеной полости рта. В средневековой Европе кариес считался признаком достатка. Бедняки, вынужденные питаться грубой пищей, обладали зачастую более здоровыми зубами, а для аристократа считалось плебейски неприличным иметь нетронутые кариесом зубы.Отсутствие понятий о гигиене дополнялось у обычного люда еще и неполноценным питанием. Неудивительно, что ни в какие иные времена, как в Средневековье, Европу так не косили под корень чума, холера и другие ужасающие эпидемии. В 1347-1350 годах чума унесла 25 миллионов жизней.

Использование косметики 

Само собой, что и заботы по наведению красоты были включены в список деяний, осуждаемых церковью, стремившейся наставлять людей даже в повседневных трудах и хлопотах. Всякие попытки прекрасного пола приукрасить дарованные природой тело и лицо ассоциировались с двумя грехами: сладострастием и гордыней. Считалось, что применение снадобий для сохранения красоты приводит к истинному богохульству, ибо искажает творение Господа. Так что нечестивое изобретение темных сил – краска – превращает женщину в пособницу дьявола.

Старинные рецепты снадобий стали известны в странах Запада благодаря медикам Салернской школы (XII в.). Работы, посвященные косметическим средствам, продавали всевозможные торговцы. Женщины покупали их и сами изготавливали притирания. Во всех трудах содержатся наставления, как отбеливать кожу, подкрашивать волосы, маскировать кожные пятна, удалять морщины.

Эталоны женской красоты: средневековье

Так как по средневековым каноном красоты ценилась бледная кожа, в обиходе появилось множество рецептов, позволяющих осветлить кожу лица. Вот один из них, датируемый XIII веком: «Очищенные зёрна пшеницы замочите на 15 дней. Затем измельчите и смешайте с водой, процедите через ткань. Дайте полученной массе высохнуть и кристаллизоваться. После этого вы получите порошок белый как снег. Перед нанесением смешайте его с розовой водой и нанесите на лицо, предварительно умывшись тёплой водой, и хорошо вытретесь».

Эталоны женской красоты: средневековье

Чтобы достичь аристократической бледности требовалась специальная основа. Нередко её готовили на основе свинцовых белил или муки. В некоторых случаях в состав такого средства попадал мышьяк, что приводило к неоднократным смертям прекрасных дам.Косметика для век практически не использовалась. Женские глаза и брови должны были оставаться бледными и невыразительными. Однако средневековые дамы использовали смертельно опасную настойку паслёна, чтобы расширять зрачки, визуально увеличивая этим глаза. Возможно, этой традиции и обязано своим названием ядовитое растение белладонна, которое в переводе с итальянского звучит как «красивая женщина».Благодаря балладам средневекового трубадура монаха Монтаудонского, известно, что в XII веке женщины пользовались румянами. При этом так активно, что их не хватало для украшения церковных статуй. Получали эти красящие вещества из растений – дудника или сафлора (дикого шафрана). Вместе с тем в XIII веке отмечали и эффективность опилок древесины цезальпинии, замоченных в розовой воде.Ну и, конечно же, в обиходе обеспеченных особ была губная помада, которую делали из измельчённых ягод. А для того чтобы цвет получался более глубоким и насыщенным, в губы предварительно втирали сок лимона. Дабы они не трескались, были влажными, мягкими и при этом благоухали, существует превосходный средневековый рецепт – смесь почечного сала, майорана и вина.Говоря о косметике в Средние века, нельзя ни упомянуть Тротулу Салернскую – итальянскую женщину-врача (XI—XII век, точные годы жизни неизвестны), написавшую множество трактатов о медицине, здоровье и лекарственных препаратах.

Эталоны женской красоты: средневековье

Среди всех её работ достойное место занимает «De ornatu mulierum» («Женская косметика»), написанная в XII столетии. В ней не только представлены секреты красоты, но также советы по лечению кожных заболеваний природными средствами. К примеру, в трактате описывается процедура пилинга с помощью обычного лука.

Фигура и черты лица 

Идеал женщины раннего Средневековья олицетворяла пресвятая дева Мария – удлиненный овал лица, подчеркнуто высокий рахитичный лоб, огромные глаза и маленький рот. Не удивительно, что средневековые художники писали женщин рахитичек с резко выраженными признаками этой болезни: вытянуто-высоких, узкобедрых, малогрудых, с отвислыми животами и выпуклыми лбами.

Эталоны женской красоты: средневековье

Для удлинения овала лица дамы выбривали волосы надо лбом и выщипывали брови, а для того, чтобы шея казалось длиннее, брили затылки. Также упоминаются случаи выщипывания ресниц, как верхних, так и нижних.

Эталоны женской красоты: средневековье

Средневековое тело должно было быть худым, стройным, изящно изогнутым, без слишком «вульгарных» выпуклостей. Эта стройность подчеркивалась очень узким и, естественно, наглухо закрытым платьем. Позже в моду входит лиф, который туго шнуровался.В эпоху готики популярным становится „беременный“ S-образный силуэт, который создавался специальным кроем платья и подкладными деталями. Под платье подкладывали специальный валик, имитирующий увеличенный живот. Для его создания на живот накладывали небольшие простеганные подушечки – босы.

Эталоны женской красоты: средневековье

Мода на плоскогрудость дольше всех продержалась в Испании, где власть католической церкви была очень велика. В XVI—XVII вв., когда уже почти по всей Европе дамы пользовались корсетом, чтобы приподнять и выделить свою грудь, испанки, напротив, с помощью того же корсета утягивали ее почти до нулевых размеров. Мало того, чтобы остановить рост груди испанским девочкам клали на грудь свинцовые плиты. Понятно, что о декольте не могло быть и речи. Даже шея обязательно пряталась за огромным воротником.

Эталоны женской красоты: средневековье

Веснушки, родинки и другие пятна на коже воспринимались, как метки дьявола и подлежали полному удалению. Для этого существовало несколько приёмов: считалось, что избавиться от пятен на кожных покровах позволял аметист. Камень нужно было послюнявить и потереть им проблемные участки (это ж сколько нужно было тереть  ). От веснушек использовали смесь прокипячённых вместе овсянки и уксуса, в некоторых случаях допускалась замена каши на кровь быка или зайца, покраснения снимали соком огурца.

Волосы

Как вы уже, наверное, догадались, в период раннего средневековья внимание к волосам и прическам считалось греховным. Эта историческая эпоха на некоторое время затормозила развитие парикмахерского искусства. Можно говорить об отсутствии причесок в это время, так как волосы полностью прятали под чепец или накидку из тканей. Согласно правилам христианской религии, выходить на улицу с непокрытой головой считалось неприличным. В романский период (до XIII в.) они были еще достаточно скромны. В полной же мере фантазия дам разыграется чуть-чуть позже – в период готики (XIII-XIV в.)

Эталоны женской красоты: средневековье

В романский период женщины носили платки, чепцы. Очень популярным был головной убор, который назывался «романская» повязка. Данный головной убор состоял из двух частей – одна часть плотно облегала голову (она удерживалась широкой лентой или обручем), вторая часть, из более легкой ткани, закрывала часть щек и спускалась на подбородок. Таким образом, лицу придавалась форма правильного овала, которая в то время считалась очень красивой.Также голову могли укрывать различными покрывалами, которые придерживались при помощи одетых на них сверху корон или же венцов с зубцами.Что касается причесок, то женщины носили височные косы, перевитые широкими лентами. Также они могли носить и так называемые «рыцарские» косы – широкие (с ладонь) и очень длинные. Их значительная ширина достигалась за счет многопрядного плетения и полосок ткани, которые вплетались в такие косы. Мода на косы появляется в VIII-IX вв. и будет сохраняться вплоть до периода Возрождения.В готический период женщины так же, как и ранее, вынуждены были скрывать волосы под головными уборами. Единственное, теперь они выпускали из под головного убора на лоб несколько прядей, сплетенных в косичку, и уложенных полукругом.

Эталоны женской красоты: средневековье

 

Начинают носить две косы, которые закручиваются над ушами в виде «улиток». На такие косы надевался темплет – украшение в виде выпуклого полушария или же щитка. Темплет крепился на обруче, который одевался на голову. Еще одним способом украсить прическу могли служить золотые сетки для волос.Высокие лбы – обязательный атрибут красоты того времени. Мода на высокий лоб сохранится вплоть до XV века в аристократических кругах Италии, Франции и Нидерландов. „Несчастные“ женщины у которых не было рахитного облысения вынуждены были бороться с не модным избытком волос. Дама подвергалась болезненной процедуре эпиляции: на волосы у корней накладывалась едкая смесь из аурипигмента и негашеной извести. После того, как кожа была очищена, на лоб наносили составы, призванные воспрепятствовать росту волос, — кровь летучих мышей или лягушек, сок цикуты или золу, предварительно вымоченную в уксусе. Нередко после подобных процедур исчезали не только волосы, но даже кожа.

Эталоны женской красоты: средневековье

Зачастую лоб брился в комплексе с ношением определённого рода головных уборов. Так, например, носился геннин — высокий конусообразный головной убор. Каркас для него делался высотой два-три фута из твердой бумаги или накрахмаленного полотна, а затем обтягивался шёлком или другими более дорогими материями. С тыльной стороны по геннину спускалась прозрачная вуаль, иногда до пола. Часто вуаль закрывала и лицо. Волосы, которые выбивались из-под геннина, выбривались, оставлялся только маленький треугольник посреди лба.

Эталоны женской красоты: средневековье

Волосы в Средние века, особенно в эпоху Высокого Средневековья, ценились опять-таки белокурые или светло-рыжие и, желательно, вьющиеся. Их мыли смесью золы, яичных белков и мыла, затем заплетали в косы, подкладывая подушечки из конского волоса, после чего украшали золотыми нитями или нитками жемчуга, а сверху накидывали полупрозрачные вуали. Распущенными их можно было увидеть только у незамужних девушек. Замужние дамы прятали свои локоны под покрывалами, головными уборами, либо укладывали в сетку.

Эталоны женской красоты: средневековье

 

Одежда и украшения

В период раннего Средневековья в результате слияния двух культур — античной и варварской — в архитектуре, изобразительном и прикладном искусстве сложился романский стиль, который отразился также и в костюме того времени.

Эталоны женской красоты: средневековье

В романский период одежду шили из льняных, шерстяных и полушерстяных тканей на пеньковой основе. Костюмы богатых феодалов изготовлялись из шелка ярких цветов, который покупали у византийских купцов. Простой народ носил одежду в основном серых и коричневых расцветок. Для средневековой одежды была характерна символика цвета. Так, одежду желтого цвета старались не носить, так как этот цвет считался цветом измены и ненависти. Белый цвет символизировал чистоту, невинность, добродетель; черный — скорбь и верность; голубой — нежность.Костюмы простолюдинов и высшего сословия различались не столько покроем, сколько качеством ткани и богатством отделки. Костюм романского периода был в основном накладным, за исключением плащей, и почти полностью закрывавшим тело (влияние христианства). Женщины носили длинные закрытые платья. Женский аристократический костюм раннего Средневековья украшался драгоценными камнями, меховой отделкой, нашитым сверху бордюром.

Эталоны женской красоты: средневековье

В XII в., после крестовых походов, костюм представителей высшего сословия стал более пышным и богатым по отделке. Возросла роль женщины в придворном обществе. Возник культ «прекрасной дамы». Изменился и силуэт одежды, она стала более узкой, обрисовывая верхнюю часть фигуры.В XIII–XV вв. произошел прогресс в ткацком производстве и улучшилось качество тканей — европейцы овладели умением строить чертежи, что зародило основу кроя одежды. Одежда разделилась на части, и появилась возможность создавать любые ее формы.Среди богатых распространилась роскошь в одежде. Она проявлялась в качестве и количестве ткани: это были тяжелые просторные вещи из тонкого сукна, расшитые золотом шелка; она проявлялась в украшениях, драгоценностях, цветах, которые менялись в зависимости от моды. Так, пунцовый цвет, связанный с красными красителям (растительного, как марена, или животного, как кошениль, происхождения), в XIII в. отступил перед цветом морской волны, голубой и зеленой гаммой, чему содействовало развитие техники пастели.В этот период все больше заметно различие между костюмами феодалов, горожан и крестьян. Кроме того, появилась дифференциация в костюме самих феодалов. В XIII в. были изданы первые законы о рангах в одежде. Ткань и форма костюма теперь строго зависит от сословной принадлежности. Вассалы не имели права одеваться так же пышно и богато, как их сюзерены.

Эталоны женской красоты: средневековье

Женская одежда удлинялась и укорачивалась в зависимости от того, процветала ли экономика или переживала кризис (в середине XII в. она удлинилась, к великому негодованию моралистов, которые находили эту моду бесстыдной и непристойной; а в середине XIV в. – укоротилась). В XIII и XIV вв. по мере прогресса гигиены, а также культуры выращивания льна все больше входило в употребление белье. Всеобщим достоянием становилась рубашка, появились нижние штаны. Но так же, как и в случае с гастрономией, широкое распространение белья будет связано с развитием буржуазии.В Средние века были популярны кольца с большими драгоценными камнями, колье с подвесками, ожерелья, браслеты, броши, дорогие застежки, пряжки для поясов, сетки для волос, украшенные драгоценными камнями, головные обручи.

Автор.

Остальные записи этого цикла можно почитать по тегу история моды.

beauty-maniac.ru


Смотрите также