Театральный грим - история, инструкции, советы. Театральный макияж


Театральный грим: секреты мастерства

Поделиться статьёй:

Начиная разговор о театральном гриме, очень важно прояснить, что же значит «грим профессиональный» и когда он применяется. Это необходимо, чтобы разграничить понятия грима и макияжа, которые часто смешиваются. Кроме того, понимая в каких условиях используется к театральный грим, проще понять его секреты.Искусство грима – дополнительный инструмент, помогающий актеру максимально точно передать режиссерский замысел зрителю. В отличие от макияжа, грим не существует сам по себе. У него нет цели «добиться максимальной похожести» или поразить своей сложностью. Если режиссер посчитает, что грим может отвлечь зрителя от актерской игры или сюжета, то он может быть упрощен.

Это очень важный момент, формирующий основы грима конкретного персонажа. Грим в отличие от макияжа создается, не только исходя из физических данных человека, но и с учетом особенностей его мимики и актерских способностей, сюжета постановки. Например, если, играя переживания, человек может бледнеть и краснеть, то нельзя скрывать эту способность за толстым слоем румян.

Ориентировка на местности

Секреты создания грима кроются еще и в том, чтобы правильно оценить условия, в которых предстоит работать человеку. Грим предусматривает восприятие с определенного расстояния, и чем больше это расстояние, тем ярче он должен быть. В некоторых случаях грим вблизи может показаться аляповатым набором мазков.

Но даже в этом случае чудеса грима невозможны без знания основ анатомии. Известно, что нельзя найти два одинаковых лица, но строение каждого из них в любом случае будет отвечать общим законом. Накладывая грим, мастер либо делает ярче естественные черты, либо меняет их в соответствии с характером героя, но и в том и в другом случае нельзя нарисовать впадину или морщину там, где ее не может быть от природы.

Кстати, здесь можно вспомнить о еще одном секрете искусства гримера: светлые цвета делают больше (толще) и ближе, а темные создают эффект удаления и сужения.

Казалось бы, все просто, но одни и те же цвета в разном освещение могут выглядеть по-разному. В большинстве случаев деление следующее:

бордовый, коричневый, серый – обычно темные;черный – в чистом виде употребляется очень редко;красный, синий – не относятся ни к какой категории, т.к. это – основные цвета.

В целом можно сказать, что чем лучше освещена сцена по сюжету, тем тщательнее нужно прорабатывать переходы цветов. В случае, если действие происходит в полутьме, то грим должен быть резким и даже грубым. Как мы видим, даже грим на Хэллоуэн включает в себя множество нюансов.

Профессиональный театральный грим обычно ассоциируется с чудесным превращением человека в гоблина, старика или вампира, но любой опытный гример с уверенностью скажет, что, чем меньше «красок» использовано, тем грим лучше, потому, что он не стесняет мимику и не отвлекает от игры.

Большинство опытных гримеров также сходятся во мнении о том, что всевозможные налепки и прочие атрибуты сложного грима лучше использовать для грима эпизодических персонажей

Да будет свет!

Грим, нанесенный на лицо театрального актера, – это далеко не все, что влияет на, то каким персонажа увидят зрители. Освещение сцены может менять выражение лица актера до неузнаваемости. Это приносит тем большие трудности, что свет выставляется для каждого спектакля индивидуально и невозможно, приноровившись к нему однажды, использовать этот навык из раза в раз. Хотя, опытные гримеры все же выводят следующее правило: по возможности основными должны быть тона близкие к оттенку света, а остальные должны быть второстепенными.

Вот несколько общих советов, которые помогут в искусстве грима и макияжа для выхода на сценуПервая особенность сценического освещения заключается в том, что в жизни нас обычно освещает свет, идущий сверху, а на сцене он идет со всех направлений, что кардинально меняет тени на лице. По интенсивности свет распределяется следующим образом:

  • софиты (расположены сверху) – самые слабые;
  • боковое освещение – чуть сильнее;
  • рампа (светит снизу) – самая сильная.

Именно рампа обычно создает наибольшие проблемы при нанесении грима особенно для новичков. Даже если грим легкий и естественный, то в задачу гримера входит нейтрализовать световые пятна от нижнего освещения. Секреты по-настоящему профессионального грима часто заключается именно в этом.

Вообще, свет рампы имеет очень большое значение для всего спектакля. По характеру света мы понимаем день сейчас или ночь, полыхает ли пожар или идет снег. Все эти детали должен знать и учитывать гример, ведь цвета имеют свойства смешиваться. В результате актеры могут получить нездоровую красноту или землистый оттенок лица.

Всполохи зарниц и зарево пожара

К удивлению многих новичков, красноватое освещение не усиливает, а поглощает красные оттенки. В результате актер или актриса могут невольно обрести интересную бледность. Добавьте к этому усиливающиеся в алом освещение карие оттенки, а именно они часто используются для глаз и бровей, и получите отличные вариант декаданского макияжа. В случае работы с красным светом накладывается дополнительный слой румян и помады, также важно помнить о рыжих волосах.

Голубая луна

В романтичном лунном свете неяркий грим приобретает стильный фиолетовый оттенок, а все мазки становятся отчетливее. От белил и красных оттенков нужно по возможности отказаться, а синие – усилить.

Зеленый свет

Используется редко, но от этого не теряет своей коварности, потому что сильнее остальных «мертвит» лицо. Все темные штрихи это освещение делает неприятными и резкими. Если вашему актеру предстоит зеленый свет, то макияж должен быть мягким и нежным и не скупитесь на пудру!

Золотое солнце

Желтый свет часто дает тот же эффект, что и зеленый. При желтом освещении лучше использовать сочные, например, красные тона.

Чтобы правильно нанести грим, важно правильно осветить лицо актера в гримерной. В идеале лампочек должно быть четыре: сверху, по бокам и снизу.

Примеры грима: создаем образ

Создание внешности персонажа с помощью грима в профессиональном театре часто основано на обращении к стереотипам. Используя эти закрепившиеся в памяти образы, гример легко влияет на восприятие зрителей.

Лицо юноши или ребенка

Характерными чертами юношеского лица традиционно считаются чистота лица, ярко очерченные губы маленького рта, неяркие правильно очерченные брови. Черты лица в этом случае не должны выглядеть вульгарно: грим используется естественных тонов.

Комический персонаж

Персонажу, которому предстоит стать комическим положен высокий узкий лоб, бледный тон лица с нелепым румянцем. Брови в этом случае удивленно поднимаются, утолщаются и изгибаются. Губы, напротив, делаются визуально уже. Так как мы говорим о молодом персонаже, то грим выполняется особенно чисто, чтобы избежать его карикатурности.

Описанные нами примеры очень стереотипны, но знание подобных схем очень полезно для новичков. Эта прекрасная основа для творчества, толчок, помогающий сделать первый шаг в поисках своего направления.

Если Вы хотите стать профессиональным гримером и открыть для себя удивительный мир театра, то начать свой путь к мечте Вы можете с курсов грима и спецэффектов в вашем городе. На занятиях курсов опытные педагоги поделятся с вами практическими секретами мастерства.

Поделиться статьёй:

videoforme.ru

Грим театральный: профессиональная палитра :: SYL.ru

В ассортименте современного опытного гримёра имеется не только косметика, но и профессиональный грим, театральный эффект которого известен всем. Состав его варьирует от жидкой консистенции в виде красок, мази или пасты до твёрдой (сухой порошок). Цветовая палитра не слишком богата, поэтому краски смешиваются между собой до получения желаемого оттенка. Готовый состав может быть матовым или сияющим. Всё зависит от конечной цели и эффекта, ради которых наносится грим на тело или лицо.

История гримированных красок

Грим (театральный макияж) имеет историю, равнозначную возрасту, которым может похвастаться сценический вид искусства. Необходимость использования маскировки и вспомогательных средств для успешного преображения в сценическом искусстве возникла настолько давно, что сперва актёрам приходилось прибегать к самым разнообразным и неожиданным материалам: разноцветная глина, сажа, хна, уголь и даже овощи.

Однако нельзя считать, что история грима началась с первых лицедейских постановок. Издавна люди раскрашивали лица для придания ему свирепого вида, скорби или для иных сигналов. Когда-то понятия "грим" и "макияж" считались равнозначными. В боевом арсенале знаменитых красавиц можно было найти как безвредные белила и краски на основе натуральных компонентов, так и вполне опасные для жизни вещества, состоявшие из тяжёлых металлов.

Смертоносная маска

В 18 веке были изобретены сухие краски, с помощью которых любой гримёр или актёр мог с лёгкостью смешать цветной грим, театральный эффект которого требовал натуральных и естественных оттенков. Причиной появления сухого сырья прежде всего стали исследования одного немецкого медика, который стремился создать рецепт безопасных красок. Усердный Франц Май искал способы, которые защитили бы актёров от отравления и частых в то время смертельных исходов на сцене. Из-за этих красок лицедеи, использующие грим, в прямом смысле отдавали жизнь искусству. Поэтому учёный предложил использовать защитные воск и крем перед нанесением на кожу опасных белил, которые в то время состояли исключительно из ртути и свинца. Дальнейшие его исследования показали, что синие краски можно вывести из берлинской лазури, жёлтые можно получить из солодкового корня, а из кармина - красные оттенки.

Эволюция

Спустя меньше века в постановках стала использоваться световая аппаратура на газу, после чего сухой грим вышел из употребления. При искусственном освещении грубая текстура и неравномерное распределение актёрского макияжа были слишком заметны со стороны. Поэтому широко начал использоваться вазелин. Применение его одобрили не только в театрах, но и во многих косметических брендах, рождение которых началось по большей части с подмостков сцены.

Позднее, уже в 20 веке, эволюция грима завершилась кремообразной текстурой, которая напоминала современный тональный крем. Таким незамысловатым образом набор театрального грима появился и на туалетных столиках женщин, для которых это был уже не особый театральный крем, а повседневная необходимость.

Волшебная палитра

В арсенале профессионального гримёра всегда есть грим театральный, палитра 12 цветов, выносливость и талант. В умелых руках этот набор становится искусным инструментом, с помощью которого один и тот же человек за день может превратиться как в сказочную принцессу, так и в дряхлую злую Бабу Ягу.

В современный состав грима входят такие компоненты, как пчелиный воск, парафин, жиры и качественные красители. При использовании качественного сырья получается грим, который не подведёт актёра во время выступления: он не потечёт, не испортится активной мимикой и привлечёт к себе пристальное внимание зрителя.

Красочное производство

В процессе производства будущий грим сперва тщательно компонуется согласно традиционным рецептам. Учитывается вес, цвета, источник и качество сырья, из которого затем варится жидкий крем и заливается в специально подготовленные формы. Для того, чтобы грим театральный, палитра которого должна быть однородной и качественной, получился пригодным для многократного употребления, все его компоненты подвергаются обязательной сертификации и проходят предварительный контроль.

Создание образа

Пользоваться театральным гримом может не только профи, но и новичок, желающий самостоятельно создать сказочный образ как для фото, так и для праздничной тематической вечеринки. Для того чтобы красочная маска легла на кожу ровно и не отвалилась в самый неподходящий момент, нужно учитывать несколько универсальных правил.

Прежде всего, необходимо тщательно продумать образ, приготовить костюмы, узнать о грядущих внешних условиях и уместности макияжа на мероприятии. Театральный грим накладывается только на чистую и сухую кожу. Наложение начинается с тщательной растушёвки основы сверху вниз к шее. Делать это нужно не спеша и следя за равномерным распределением состава. Чтобы сгладить искусственность масляного грима, его следует интенсивнее растушёвывать, не жалея усилий. Сухие слои наносятся аккуратно с помощью влажного спонжа или губки. Точно такая же последовательность действий наблюдается для любых других частей тела.

После нанесения основы начинается наложение теней и полутонов, которые помогут подчеркнуть натуральные черты. Именно на этом этапе и закладываются кардинальные перемены, с помощью которых можно визуально изменить форму лица, размеры глаз, носа и скорректировать погрешности исходного образа.

Прорисовка начинается только после того, как основа уверенно легла на кожу. От неё зависит, будет актёр выглядеть старше или моложе. На этом этапе стандартных рецептов нет, ведь каждое лицо требует личного подхода и, возможно, дополнительных материалов. Для яркости образа используется не только профессиональный театральный грим, но и украшения, блестящие элементы, а для звериных ролей - куски текстиля и шерсти. Спустя несколько часов кропотливого труда из обычного человека можно создать практически любого героя или сказочного монстра.

www.syl.ru

Театральный грим - история, инструкции, советы

Существует множество случаев, когда необходим не просто макияж, а театральный грим. Например, танцевальные конкурсы, театральные представления и постановки. Такой грим отличается от обычного мейк-апа применением специальной косметики, более смелой и яркой палитрой красок. Ведь любая сцена оснащена ярким освещением софитов и специальных ламп, поэтому бледный и неяркий макияж будет совершенно незаметен и может испортить всё выступление. Чтобы узнать, что такое театральный грим, где он используется и как можно преобразиться с его помощью, а также методики, инструкции его нанесения и полезные советы о правильном хранении – читайте дальше. Итак, ГРИМ – это вид искусства, который подразумевает изменение внешности актера с помощью косметических средств, красок, спецэффектов (накладных волос и других частей тела). Театральным гримом также называют непосредственно сами материалы и краски.

Немного истории возникновения и распространения грима

Использовать грим в театрах актеры начали не только с целью выглядеть лучше, а чтобы быть заметными зрителям на расстоянии. Точную дату появления театрального грима назвать нельзя. Некоторые источники утверждают, что это случилось в 6 веке до н.э. в Греческом театре, где на лица актеров стали наносить маски из свинцовых белил. Сделано это было, потому что театры были огромные и вмещали 15000 зрителей, поэтому использование такого грима было практичным решением, позволяющим актеру играть несколько ролей, меняя маски, а зрителям видеть его персонажа на большом расстоянии. Римские театры, а потом и итальянские, позаимствовали использование грима.

В 18 веке в Европе актеры раскрашивали лица свинцовыми белилами, чтобы их было заметней в тусклом свете сцены, а румяна делали из сульфида ртути. Оба соединения были ядовиты. В начале 19 века появилось газовое освещение, и необходимость сильно отбеливать лица отпала, грим стал более тонким, хотя все еще примитивным. Палитра актера состояла из белого, синего мела, царапины делали из красного кирпича или пепла от сгоревшей бумаги. В России использование грима стало набирать популярность в народных играх, обрядах, когда внешнее преображение участника было обязательным. Раскрашивались лица примитивными подсобными средствами – сажей, белилами, соком растений.

А к 1890 году театральная косметика стала доступна в продаже. После Второй мировой войны театры немного изменились, актеры стали ближе к зрителю, поэтому плотный, тяжелый макияж стал слишком очевидным и смешным, от него пришлось отказаться. К 21-ому веку актеры стали пользоваться косметикой, разработанной для киноиндустрии, макияж стал более естественный и натуральный. Для создания спецэффектов стал применяться каучуковый латекс, который давал возможность придать коже вид глубокой старости, сделать лысину, фальшивый нос или щёки. Театральный гримерный комплект для макияжа сейчас существует двух видов: живописный (включает только краски) и пластический (предполагает использование наклеек из латекса, силикона и других эластичных материалов, и постижерных изделий – борода, усы, парик). Нередко используются также вставные челюсти, клыки, изготовленные из стоматологических материалов.

Использование грима сейчас связывается не только со сценой или театром, преображение в образы сказочных героев и фантастических существ приобретает огромную популярность на карнавальных праздниках и тематических вечеринках.

Инструкция нанесения грима

1. Увлажняющий крем.

Перед началом процедуры накладывания грима тщательно умойтесь и нанесите увлажняющий крем. Он поможет косметике держаться дольше и спасет кожу от сухости и усталости. Актерам, у которых кожа, склонная к жирности, следует использовать тонер кожи. Итак, нанесите увлажняющий крем на все лицо и шею, и легкий, бесцветный бальзам на губы.

2. Основа под макияж.

Одним из самых важных советов театрального макияжа является нанесение тональной основы на два оттенка темнее, чем тон кожи – это предотвратит появление бледно-синего цвета и поможет вам не выглядеть бледными на сцене. Распределите основу равномерно по шее и лицу, к линии роста волос.

3. Румяна.

Что касается румян, то они должны быть красные или розовые для женщин и терракотового цвета для мужчин. Мальчики могут иметь более розовый румянец. Наносить румяна следует на яблочки щек, по направлению вверх от кончиков губ.

4. Тени для глаз

Тени для глаз лучше использовать природных тонов – коричневые или цвета загара. Держитесь подальше от неестественных цветов, таких как фиолетовый или синий, если это не требуется по сценарию. Начните с наложения легкого цвета оттенка кожи на область ниже лба, потом средний оттенок на веко и сместите его вверх и наружу, а на линию складки более темный цвет, ближе к слезоточивой протоке – белый оттенок теней.

5. Карандаш для глаз.

Карандаш для глаз. Наносите линию на верхнюю часть века вдоль линии ресниц, а нижнюю часть – с середины к углам. Линия должна быть не слишком толстая. Для мужчин используется коричневая подводка, а для женщин – черная или коричневая. При этом черный карандаш чаще применяется для создания драматического образа. Белый карандаш используйте на ватерлинии, чтобы глаза выглядели ярче и больше.

6. Порошок для сохранения макияжа.

Порошок для сохранения макияжа. Чтобы макияж сохранился подольше, и была меньшая вероятность, что он потечет от потения артиста во время спектакля - сверху покройте его полупрозрачным порошком с помощью мягкой кисти. Чтобы порошка не оказалось больше, чем надо, перед нанесением его на лицо и шею, слегка промокните щетку бумажным полотенцем.

7. Помада

Помада у женщин должна быть яркой – красного или кораллового оттенка. Можно также использовать карандаш для губ. Ведь ваши губы должны выделяться.

8. Тушь

Тушь выбирайте такого же цвета, как и подводку для глаз. Если нанести тушь до порошка, у вас появится эффект снежинок на ресницах. Не допускайте слипания ресниц.

Перед выходом на сцену

Перед выходом на сцену осмотрите себя в зеркало с разных углов и при разном освещении. Аудитория в передней части зала будет видеть вас отлично, но вам важно, чтобы макияж был заметный с любого расстояния. Ведь зрители должны видеть мимику и выражение вашего лица. Профессионально наложенный макияж поможет вам в этом.

Полезные советы

Покупка профессиональной, брендовой продукции помогает обеспечить лучшие результаты в работе актера. А постоянный уход и правильное хранение театрального грима так же важно, как и покупка качественной косметики. Вот некоторые полезные советы для начинающих актеров.

  • Держите средства для гримирования в чистоте. Чистое место работы не только сохранит вашу косметику, но и поможет вам превосходно выглядеть, а также предотвратит распространение микробов. А это является серьёзной проблемой и может привести к негативным последствиям.
  • Частая смена промывочной воды поможет сохранить ваши кисти чистыми.
  • Следите, чтобы контейнеры с косметикой плотно закрывались – это предовратит попадание в них пыли и влаги, и сохранит от преждевременного высыхания.
  • Имейте дезинфицирующее средство для рук и дезинфицирующие салфетки на рабочем месте.
  • Заботьтесь о том, чтобы ваше рабочее место оставалось аккуратным. Ухоженная рабочая зона выглядит более профессионально и привлекательно для ваших клиентов.
  • После каждого концерта очищайте не только лицо от грима, но промывайте и чистите ваши кисти и краски.
  • Храните материалы в прохладном, сухом месте. Краски сохраняются лучше при низких температурах.

dansezza.ru

Театральный грим — WomanWiki - женская энциклопедия

Театральный грим — это искусство создания образа действующего лица в спектакле в соответствии с его актерской игрой, режиссерским замыслом, художественным и световым оформлением при помощи гримировальных красок и разнообразных наклеек.

Гример как художник создающий образы

Когда в зрительный зал приходит ночь и трогательной музыкой открывается занавес, на сцене под прицельным светом прожекторов и софитов «зажигаются» звезды театра — актеры. Их лица, будто полная луна, одинаково видны в первом и последнем ряду. В чем же секрет этого чарующего зрелища, поражающего дивной глубиной глаз, точной очерченностью губ и тонким изгибом бровей? Кто художник и где он взял такие краски, что лица актеров манят и притягивают всех, сидящих в зале и надолго остаются в памяти?

Давайте познакомимся: у этого художника много имен, но все называют его гримером. Прочитав сценарий пьесы, уловив режиссерский замысел и встретившись с актерами, он берет в руки карандаш и приступает к созданию эскизов грима.

Потом эскизы проходят утверждение у режиссера и, получив его одобрение, гример приглашает в свою «мастерскую» каждого из актеров, берет в руки палитру, которую называют театральным гримом или гримировальными красками, и приступает к творчеству…

Давайте станем в сторонке, чтобы не мешать зарождающемуся шедевру, и будем наблюдать за его работой.

Работа гримера с актером

Начинают со смазывания кожи актера вазелином или кремом. Это необходимо для создания эффекта «эластичности» кожи для последующего легкого растушевывания грима.

Затем приступают к подбору и нанесению общего тона (основы). Если основой пренебречь, лицо актера в театральном свете будет выглядеть серо, в какой-то мере болезненно, зрительно «потеряется». От выбранного цвета основы зависит внешний облик персонажа. По нему можно судить о возрасте, расе, даже характере действующего лица. Важно не забыть нанести основу на мочки ушей и шею актера, чтобы сам лицевой грим не выглядел маской.

Следующий этап гримирования — нанесение румян. Не только гримеры могут это делать виртуозно, это по силам даже обычной женщине. Но техника нанесения грима в театре несколько другая: начинают от выступающей части скул плавно, небольшими мазками, переходя к глазной впадине и к уху; затем от внутреннего уголка глаз «ведем» к крыльям носа; и наконец, уделяем внимание вискам, надбровным дугам, затем подбородку и мочкам ушей. Основные приемы корректировки лица (сужение или расширение) делаются при необходимости.

Затем гример прорисовывает детали лица: лоб, глаза, брови, нос, щеки, губы персонажа в зависимости от его образа и замысла спектакля в целом. Это наиболее трудоемкая и важная часть работы гримера. Здесь нужно понимать и учитывать индивидуальные особенности черт лица актера.

И в заключение — припудривание лица для гармоничности созданного образа. Сегодня невозможно представить законченной работой гримера без использования разнообразных по форме и содержанию плоских и объемных наклеек. Чаще всего, их используют тогда, когда при помощи только гримировальных красок невозможно добиться полной «неузнаваемости» актера. При помощи наклеек, можно создать курносый или горбатый нос, азиатский разрез глаз и так далее. Если в образе присутствуют глубокие шрамы, бородавки пользуются таким материалом, как гуммоз. Это специальная пластическая масса, из которой можно вылепить любую форму. Наклейки и накладки фиксируются на лице театральным клеем, моменты соединения их с кожей лица скрывают гримировальными красками.

Как видим, с помощью искусства грима возможно создание любого образа, какими трудными бы задачи не стояли перед гримером: будь это простое подчеркивание естественной красоты черт лица, утаивания или корректировка небольших недостатков и погрешностей или полное изменение внешности актера до неузнаваемости.

Грим в понятии театра всегда многогранная вещь, но профессионалы делят его на «реалистичный» и «условный».

Реалистичный грим

Реалистичный грим подразумевает под собой не только рисунок на лице. Его невозможно представить без затушевывания всех открытых частей тела. Реалистичный грим разделяют по направлениям:

  • Исторический — когда гример существенно меняет внешний вид актера в соответствии с историко-социальной средой спектакля.
  • Возрастной — когда для полноты создания сценического образа лицо актера «старится» либо «омолаживается».
  • Портретный — когда изображается узнаваемое всеми лицо, например исторических персонажей: Гитлера, Есенина, Ленина.
  • Национальный — когда отображается «раса» человека. К примеру, был «белым человеком» стал «мавром» либо «китайцем».
  • Характерный — когда рисуются яркие особенности внешности: к примеру, всем известный длинный нос Буратино.

Условный грим

Условный грим—это отказ от всех принципов реалистичности, преувеличение отдельных особенностей, качеств персонажа или отображение стилистики определенного течения. Он, в свою очередь, имеет следующие деления:

  • Жанровый грим — его можно увидеть на примере масочного грима театров Востока, «выбеленного» лица Пьеро, огромных ярких клоунских улыбок и т.п.
  • Фантастический (сказочный) грим — знаком каждому ребенку — это воплощение в образе персонажей сказок — Лешего, Змея-Горыныча, Кикиморы и других.
  • Гротескный грим — предполагает максимальное преувеличение характерного грима, вплоть до создания некой ассиметричности, утрированости. Например, грим Смерти в русских народных сказках.

Театральный грим как искусство

Театр пользуется многими выразительными средствами, но искусно наложенный грим, как ничто другое, помогает актеру «найти себя» в роли; это сильный «толчок» и «стимул» для поиска и раскрытия образа. И иногда только грим может наиболее наглядно, всесторонне донести до зрителя сущность действующего лица.

Работа гримера заканчивается с последним актом спектакля. Потом еще будет обсуждение, анализ и, возможно, внесение в рисунок некоторых деталей. Когда на сцене погаснет свет, а в зале стихнут оглушительные овации и крики «Браво!», последний зритель, полон впечатлениями, покинет театр. Усталый актер войдет в гримерную, снимет сценический костюм и театральный грим с лица, возьмет заслуженные цветы и пойдет домой. На туалетном столике останутся забытыми эскиз грима, кисточки и гримировальные краски. Через несколько мгновений они уснут, и им будут сниться разноцветные сны…

Автор: Наталья Бартукова

Ссылки

womanwiki.ru

Театральный грим: оживляем художественный образ

Поделиться статьёй:

Чтобы правильно понять, как наносить театральный грим, нужно сначала определиться с его значением. По мнению знаменитого советского актера Черкасова, грим помогает оживить художественный образ.

Грим: это важно знать

Грамотно нанесенный театральный грим должен сочетать достаточный эффект изменения внешности и уровень комфорта, позволяющий актеру свободно играть. Это правило очень важно выдерживать, чтобы вам не предстояло: тематическая вечеринка, фотосессия или театральная постановка.

Если речь идет именно об игре в театре, пусть даже и любительском, то гриму нужно уделить огромное внимание. Ведь он делает мимику выразительнее, помогает яснее выражать режиссерский замысел. Даже, если цель актера сыграть «обычного человека», то грим необходим.

Известно, что расстояние, освещение, да и сцена в целом обесцвечивают лицо. То, что в обычной жизни кажется чрезмерным, при взгляде из зрительского зала становится обычным, как раз таким, как нужно.

Решая, какой именно актерский грим сделать, помните, что сильный грим, какой мы привыкли видеть в фильмах ужасов, – привилегия киноиндустрии. На съемках есть возможность делать частые перерывы, давая актерам возможность отдохнуть. В театральной постановке или на празднике сложный грим неуместен:

  • он утомляет и не дает коже дышать;
  • он ограничивает мимику;
  • он крайне непрочен, в нем нельзя делать резких движений.

Театральный грим в домашних условиях: сам себе гример

В любой ситуации лучше использовать профессиональный грим, но если бюджет предусматривает его покупку, то вполне можно обойтись своими силами. Можно использовать косметику, а можно приготовить грим самостоятельно.

Для приготовления театрального грима в домашних условиях часто рекомендуют использовать подручные материалы такие, как клей ПВА, туалетную бумагу, латекс. Все это, конечно, может помочь, но помните, об опасности аллергии или раздражения нежной кожи лица.

Актерский грим очень важно правильно нанести. Прежде всего, нанесите легкий питательный, а затем – тональный крем. Теперь можно наносить грим. Чтобы придать гриму естественности припудрите лицо, когда закончите наносить грим. Пудру можно с успехом заменить на тальк.

Накладывая грим в домашних условиях, очень важно правильно оценить в каких условиях предстоит находиться человеку. Если вы меняете внешность для вечеринки в полутемном помещении, то не стоит делать ставку на темный фон. Это и другие секреты театрального грима помогут вам добиться именно того результата, на который вы рассчитываете.

Лучшим вариантом оценки грима будет воссоздание дома того освещения, для которого он делается. Это поможет максимально точно подобрать основную цветовую гамму грима.

Каким бы качественным ни был грим, его использование все же тяжелое испытание для кожи особенно, если используется фиксатор для краски. После снятия грима необходимо использовать ухаживающий крем, который поможет лицу восстановиться.

Если вы считаете, что искусство перевоплощения – это ваше призвание, то курсы грима и спецэффектов в вашем городе – верный шаг на пути к мечте. Точно выверенное сочетание теории и практики станет отличной основой для профессионального роста.

Поделиться статьёй:

videoforme.ru

Грим и костюм - Театральная студия "Отражение"

Театральный грим - это искусство

     Древнегреческие театры славились своей уникальной сценической техникой, интересным репертуаром, и богатыми традициями. Так же интересен тот факт, что актеры древнегреческого театра использовали в своих выступлениях маски. Но, как известно, никакая маска, даже та, которая очень качественно выполненная, не сможет передать всю яркость эмоций и чувств актера. Именно по этой причине, в дальнейшем, актеры отказались от театральных масок, и стали использовать в своей деятельности театральный грим.

     Слово «Грим» пришло в наш словарный обиход из французкого языка, и в переводе означает «забавный старикан». 

     Грим – это искусство изменять внешность актера под определенный образ, который прописанный в сценарии.

     В театральном штате гример занимает равное место с режиссером и актерами, так как на нем лежит вся ответственность за внешний вид исполнителей определенных ролей.

Специалист этого дела может с легкостью, до неузнаваемости изменить внешность актера. Он меняет овал лица, омолаживает, или наоборот, состаривает, тем самым подчеркивая определенные черты характера героя, которого играет актер.

     Перед нанесением грима, лицо актера тщательно очищается, потом на него наносится специальная кремовая основа. Для снятия грима так же используют специальные средства.

Виды грима

     Существует 2 метода грима: живописный и объёмный (пластический). Живописные приёмы грима предполагают использование только красок для имитации объёма — нужные впадины и выпуклости просто рисуются на лице, и меняется цвет кожи. Объёмный грим предполагает использование налепок, наклеек и подтяжек, а также постижёрных изделий (усы, бороды, парики). В настоящее время понятие объёмного грима полностью отождествляется с понятием пластического грима. Пластический грим предполагает наклеивание на кожу эластичных накладок из латекса или силикона.

     Основные материалы для изготовления пластических накладок — различные виды силикона, латекса (как правило вспененного), желатиновые смеси, полиуретаны и прочие эластичные материалы. Ранее широко использовался вспененный латекс, но на сегодняшний момент его вытесняет силикон.

Что важно знать?

     Грамотно нанесенный театральный грим должен сочетать достаточный эффект изменения внешности и уровень комфорта, позволяющий актеру свободно играть. Это правило очень важно выдерживать, чтобы вам не предстояло: тематическая вечеринка, фотосессия или театральная постановка.

Если речь идет именно об игре в театре, пусть даже и любительском, то гриму нужно уделить огромное внимание. Ведь он делает мимику выразительнее, помогает яснее выражать режиссерский замысел. Даже, если цель актера сыграть «обычного человека», то грим необходим.

     Известно, что расстояние, освещение, да и сцена в целом обесцвечивают лицо. То, что в обычной жизни кажется чрезмерным, при взгляде из зрительского зала становится обычным, как раз таким, как нужно.

Чем отличается грим от аквагрима?

     Аквагрим  – это безопасная краска для лица и тела, изготовленная целиком на водной основе и натуральных красителях. Она не закупоривает поры, безопасна для кожи, ложится тонким, лёгким слоем, наносится легко и быстро, смывается в считанные минуты теплой водой с мылом. Аквагрим гипооаллергенен. По сути, аквагрим – это симбиоз жирного (театрального) грима – как способа перевоплощения, акварельных красок (по способу нанесения) и обычной косметики (по качеству и безопасности). По своей технике нанесения аквагрим идентичен акварели. Производится в виде спрессованного порошка, а также жидким. 

     Идеален для рисования многоцветных изображений с переходами, растушевками и, наоборот, четкими графичными линиями. 

Достаточно эластичный, чтобы не трескаться, обладает яркими и насыщенными цветами, быстро высыхает, упрощая наложение одних цветов на другие. Если нанести поверх рисунка специальный фиксатор, или даже лак для волос сильной фиксации, это защитит рисунок. 

     Театральный грим на жировой основе (не смывается водой) можно использовать как для росписи лица, так и тела. Грим сложно фиксировать, он легко смазывается, хотя дает очень яркие насыщенные цвета. 

Театральный костюм

     Театральный костюм — это составная сценического образа актера, это внешние признаки и характеристика изображаемого персонажа, помогающие перевоплощению актера; средство художественного воздействия на зрителя. Для актера костюм — это материя, форма, одухотворенная смыслом роли.

     Как актер в слове и жесте, движении и тембре голоса творит новое существо сценического образа, отталкиваясь от заданного в пьесе, так и художник, руководствуясь теми же данными пьесы, воплощает образ средствами своего искусства.

     На протяжении многовековой истории театрального искусства декорационное оформление последовательно прошло эволюционное преобразование, вызванное не только совершенствованием сценической техники, но и всеми перипетиями стилей и моды соответствующих времен. Оно зависело от характера литературного построения пьесы, от жанра драматургии, от социального состава зрителя, от уровня сценической техники. Периоды стабильных архитектурных сооружений античности сменялись примитивом подмостков Средневековья, в свою очередь уступавших место королевским придворным театрам с самодовлеющей роскошью представлений. Были спектакли в сукнах, в сложных конструктивных декорациях, только в световом оформлении, без оформления совсем — на голой эстраде, на помосте, просто на мостовой.

     Роль костюма как «двигающейся» декорации всегда была главенствующей. Менялась точка зрения на его «взаимоотношения» с актером, временем и историей, наконец, с его непосредственным «партнером» — художественным оформлением сцены.

     В процессе поступательного развития искусства современного театра, новаторства режиссуры, трансформации метода художественного оформления роль искусства костюма не идет на убыль — наоборот. По мере роста своих более молодых и гибких собратьев — кино и телевидения — театр, бесспорно, обретает в поисках и муках новые формы зрелищных приемов, именно тех, которые отстаивали бы и определяли позицию театра как непреходящую ценность самостоятельного вида искусства. Костюму, как самому подвижному элементу театральной декорации, отводится в этих поисках первое место.

     Высокая современная культура театрального искусства, тонкая и глубокая режиссерская работа над пьесой и спектаклем, талантливая игра актеров требуют от художника по костюму, оформляющего спектакль, особо тщательного проникновения в драматургию спектакля, тесного контакта с режиссурой. Современное оформление не канонизируется правилами. Оно индивидуально и конкретно в каждом частном случае. «Работа режиссера неотделима от работы художника. Во-первых, режиссер должен найти собственные ответы на основные декорационные проблемы. Художник в свою очередь должен почувствовать задачи постановки и настойчиво искать выразительные средства...»

sites.google.com

Театральный грим

Театральный грим является искусством изменения лица соответственно исполняемой актером роли.

Кто же этот удивительный художник, создающий неповторимые и завораживающие образы актеров? Его называют по-разному, но чаще всего зовут гримером. У гримера на самом деле очень сложная работа. Он должен не только уметь правильно наложить грим, но, прежде всего ему нужно угадать замысел режиссера, встретиться с актерами и создать несколько эскизов грима, которые потом должен утвердить режиссер.

Зачем нужен грим?

Грим призван помочь актеру в его игре, он также должен отвечать не только сценическому образу, но и жизненной правде и производить полное впечатление действительности. Во-первых, необходимость гримировать лицо обусловлена еще рядом технических причин: из-за удаленности сцены от зрительного зала требуется подчеркивание лица яркими красками. Во-вторых, при искусственном освещении, незагримированное лицо актера может казаться темным или мертвенно-бледным.

Еще до произнесения своей первой реплики, актер, появившийся перед зрителями, должен одним своим внешним обликом уже расположить зрителей к себе, предопределить их отношение к нему, как к действующему лицу и произвести первое впечатление.

Грим в театральном понятии является вещью многогранной, но профессионалами принято делить его на «условный» и «реалистичный».

Под реалистичным гримом понимают не только рисунок на лице, но и обязательно затушевывание всех открытых частей тела. Реалистичный грим разделяется по следующим направлениям:

  • Портретный – это когда надо изобразить всеми узнаваемый персонаж, например, Ленина, Маяковского, Екатерину II.
  • Исторический – здесь гример должен существенно изменить внешний вид актера в соответствии с историко-социальной средой спектакля.
  • Национальный – гример должен отобразить расу человека. Например, актер был альбиносом, а стал негром или вьетнамцем.
  • Возрастной –  для полноты создания образа лицо актера делается моложе или «старится».
  • Характерный – при этом направлении гример рисует яркие особенности внешности, например, нос Буратино.

Условный грим предполагает отказ ото всех принципов реалистичности, он преувеличивает отдельные особенности и качества персонажа или отображает стилистику определенного течения. Условный грим подразделяется на:

  • Фантастический или сказочный – этот грим знаком всякому ребенку и является воплощением актера в образе сказочных персонажей – Бабы Яги, Лешего, Дракона и прочих сказочных существ.
  • Жанровый – примером этого направления можно назвать масочный грим театров Востока, например, выбеленное лицо Пьеро, яркие щеки Петрушки или огромные клоунские улыбки.
  • Гротескный – это направление предполагает предельное преувеличение характерного грима, вплоть до некоторого утрирования или ассиметрии. Примером может служить грим Смерти в русских народных сказках.

В театральной среде принято использовать множество выразительных средств, но мастерски наложенный грим, в наибольшей степени помогает артисту найти себя в роли, что является стимулом, сильным толчком для раскрытия образа героя. В некоторых случаях только грим может наглядно и всесторонне донести до зрителей сущность персонажа.

Грим своими руками

Настоящий профессиональный грим стоит недешево и порой бывает, что его не так легко найти. А если у вас запланировано какое-то выступление, показ или мероприятие, то можно сделать грим самим своими руками.

Для этого надо взять акварель (гуашь будет раздражать кожу) и свежее несоленое сало. Акварельные краски, каждую по отдельности, надо растолочь до состояния пудры, сало следует растопить на малом огне. Затем каждую краску смешать с растопленным салом. Старайтесь тщательно растереть полученную массу, в ней не должно быть комков. Готово! Такой грим не сильно будет отличаться от настоящего и будет более безопасным. Смыть его можно мылом или любыми косметическими средствами.

Более стойкий грим, не растекающийся даже от воздействия тепла, можно приготовить, если взять вазелиновое масло. Способ приготовления такой же. Этот грим будет более жидким, но он пригоден даже для прорисовывания мелких деталей. Для основы грима надо взять питательный крем, затем сверху нанести тональный, а затем уже приготовленный вами грим. Наносить грим можно специальной кисточкой или пальцем. В завершении припудритесь, чтобы не было нежелательного блеска.

Снимать грим следует с помощью скраба для лица, затем кожу надо протереть лосьоном или тоником, можно сбрызнуть минеральной водой.

Книги по театральному гриму можно найти в нашей библиотеке, подробнее

 

portal-etud.ru


Смотрите также